Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote in cccp_foto,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri
cccp_foto

Category:

Московский речной вокзал

Оригинал взят у leonovvaleri в Московский речной вокзал


Построен в 1932 году, разобран в 1972 году.

Фотографии и текст из книги «Архитектура речных вокзалов» под общей редакцией И.Н.Магидина 1940 года издания.

Московский речной вокзал (архитектор Роман Яковлевич Хигер), обслуживающий движение между Москвой - Уфой, Москвой - Горьким и пригородными районами Москвы, расположен по Варшавскому шоссе, близ Даниловского моста (Варшавское шоссе, дом 3а).



Генеральный план.

Основной павильон для пассажиров и павильон пригородного движения, связанные в единую архитектурную систему, имеют самостоятельные подходы и подъезды. Прибывающие по реке пассажиры не заходят в здание вокзала, а по отведенным им путям проходят мимо павильонов к стоянке автомашин и далее к трамвайным городским путям.



План первого этажа.

Материал сооружения, согласно заданию Наркомвода, в основном дерево, лишь часть сооружения по соображениям пожарной безопасности решается в кирпиче, В кирпиче запроектированы пригородный павильон и центральная часть плановой композиции, в которой располагаются; в первом этаже - главный вестибюль и во втором этаже - кухня. Благодаря выделению огнестойкого объема в центре композиции все сооружение разбивается на три изолированные деревянные части, чем создаются сравнительно безопасные условия на случай возникновения пожара в какой-либо части.



Вид с набережной.

Основная концепция сооружения заключена в контрасте одноэтажной легкой части с сильным двухэтажным объемом восьмигранника, где расположены зал ожидания и ресторан, перекрытый куполом. Этот объем является господствующим одинаково и со стороны города и со стороны реки. Завершенный декоративной вертикалью с шаром (в котором предполагался сильный источник света), восьмигранник создает композиционную ось, главенствующую как в самом сооружении, так и на прилегающей части территории набережных.



Вид со стороны сада.

В планировке здания проведен принцип разграничения отдельных зон. Слева от главного вестибюля находятся комнаты матери и ребенка, справа - служебные помещения, обслуживающие и пригородный павильон; во втором этаже расположены комнаты гостиниц для прибывающих пассажиров (с лестницей из главного вестибюля); служебные помещения ресторана (раздаточная, моечная, заготовочная, очажная и пр.) связаны с первым этажом и подвалом изолированной лестницей и грузовым лифтом. В подвале здания находятся: холодильные камеры ресторана, склады продуктов и прочие вспомогательные помещения.

При входе в главный вестибюль установлены телефонные будки по пути движения к залу ожидания - кассы и справочное бюро.

Далее - прием багажа и ручной клади, хранение которых предусмотрено в первом этаже и в подвале (связь лифтом).

В центре зала ожидания, имеющего правильную восьмигранную форму, просторная парадная лестница ведет в ресторан. Антресоль идущая по всему периметру зала ожидания, шириной в 2,5 м, предназначена для читальной, шашечной и пр. Ресторан окаймлен террасой, обращенной к реке.



Лестница из ресторана в сад.

По противопожарным соображениям в зале ожидания и в ресторанном зале устроено достаточно большое количество наружных выходов (лестницы по углам восьмигранника). Эти лестницы нужны также и по конструктивным соображениям: они воспринимают горизонтальный распор ферм купола.



Лестница вокруг зала ожидания.

В пригородном павильоне запроектированы: зал ожидания, кассы, уборные.

Длина причала (100 м) позволяет одновременно разместиться волжскому пароходу и пригородному трамвайному катеру.

Пространственная композиция внутри здания построена на развертывании осевых перспектив и на «переливании» одного пространства в другое. При входе в главный вестибюль раскрывается продольная перспектива на колоннаду вестибюля и на расположенную в центре зала ожидания парадную лестницу в ресторан. Сквозная перспектива открывается и по оси корпуса служебных помещений вдоль коридора, если смотреть из вестибюля или из зала ожидания пригородного павильона. Зал ожидания главного павильона пространственно как бы «переливается» в ресторан через открытую широкую лестницу. Темно-синий ультрамариновый купол ресторана, покрытый рельефом светло-оранжевых колец (звезд), создает цветовое завершение всей внутренней композиции центра вокзального здания.



Вид со стороны главного подъезда.

Вообще тема цвета, его гармонии, согласования и контраста была основной в разрешении архитектуры вокзальных помещений.

Зал для пригородных пассажиров окрашен в три тона: светло-желтый (стены), светло коричнево-кофейный (балки, колонны), кирпично-красный (потолок между балками). Весь комплекс служебных помещений выдержан в светло-желтых и светло-кофейных тонах (панель). В главном вестибюле стены палевые, потолок голубой, колонны желтые.



Фрагмент главного фасада.

В переходе к залу ожидания впервые появляется интенсивный синий цвет ультрамарина (в кессонах потолка), подготовляющий зрителя к восприятию купола ресторана. В восьмигранном зале ожидания преобладают те же тона, что и в пригородном павильоне: светло-кофейный, желтый и кирпично-красный. Но уже сквозь пролеты открытой центральной лестницы виден интенсивно синий тон купола, который по мере подъема по лестнице в ресторан охватывает посетителя настроением южного ночного неба.



Вход в пригородный павильон со стороны сада.

В гармонично подобранные тона окрашены и другие служебные помещения вокзала (группа детских комнат, комнаты гостиницы, курительные, коридоры, лестницы, помещения кухни и пр.).



Фрагмент галереи.

Вокзал размещен на участке, где со стороны реки имеется прекрасный фруктовый сад, со стороны города - тенистая аллея старых деревьев и сквер. Здание вокзала нужно было хорошо вписать в эти природные условия места и вместе с тем не лишать его представительности, требуемой для общественного здания. В связи с этим по-разному решены его фасады со стороны города и реки. Фасад, обращенный к Варшавскому шоссе, сдержан и несколько официален. На нем два акцента различной силы: шестиколонный деревянный бортик у главного входа и лоджия у входа в пригородный павильон. Их связывает легкая одноэтажная галерея, обрамляющая все здание.



Зал ресторана.

В фасаде на реку основную роль играет объем восьмигранника: эго террасы, галереи и наружные лестницы живописной игрой линий граней создают постепенный переход от массива здания к зелени участка и просторам реки.



Зал ожидания восьмигранника. Антресоль.



Зал ожидания.



Зал ожидания пригородного павильона.

Конструкция наружных стен здания в основном - деревянный каркас с обшивкой с двух сторон и засыпкой шлаком. Перекрытия повсюду деревянные, кроме главного вестибюля, где они, по противопожарным соображениям, выполнены в железобетоне. В зале ожидания перекрытие сделано по деревянным гвоздевым балкам и деревянным колоннам. В ресторане основой конструктивного (и архитектурного) решения являются деревянные сегментные фермы, схваченные кольцом в вершине купола; кровля - рубероидная.



Деталь колоннады входного портика.

В процессе строительства все деревянные перекрытия подвергались антисептированию для предохранения их от домового грибка.

В связи с будущей реконструкцией района здание поставлено на стилобат (земляную насыпь), откосы которого усажены цветочными насаждениями.

Tags: 20-50е, Москва, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments