moskvitinrm (moskvitinrm) wrote in cccp_foto,
moskvitinrm
moskvitinrm
cccp_foto

Category:

МАШИНЫ ВРЁМЕН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ни до, ни после мир не знал войны кровопролитнее, чем Вторая мировая. Позже ее назовут "войной моторов".
Действительно, борьба шла не только между народами, но и между машинами, которые они создавали...

Начнём с самых маленьких "вояк" - мотоциклов. Мотоциклетные части входили в состав механизированных и танковых корпусов, танковых армий и использовались для ведения разведки, патрулирования, связи и так далее. В основном на вооружении в Советской Армии стояли мотоциклы М-72, ставшие "прародителями" сегодняшних "Уралов". Часть двигателей для них поставлял во время войны и московский завод ЗиС. Так же использовались ТИЗ-АМ600 и американские "Харлей-Дэвидсон" WLA-42.


М-72



ТИЗ-АМ600


"Харлей-Дэвидсон" WLA-42



Что касается автомобилей, то для нужд фронта было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве. Это легковые автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, полноприводный ГАЗ-61, а также ЗиС-101 для высокого начальства. Несколько позже на вооружение поступили первые советские легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, используемые и как штабные автомобили, и как тягачи для легких орудий и минометов.


ГАЗ-М1


ГАЗ-11-73


ГАЗ-61


ЗиС-101


ГАЗ-64


ГАЗ-67

Части автомобильных войск и материального снабжения перед войной комплектовались в основном автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5. В ходе войны они были максимально упрощены (фанерная кабина, угловатые крылья, одна фара) и получили индексы ГАЗ-ММ и ЗиС-5В. Гораздо меньше было трехосных автомобилей повышенной грузоподъемности ГАЗ-ААА и ЗиС-6, как, впрочем, и ярославских грузовиков ЯГ-6 и ЯГ-10, полугусеничных машин ЗиС-42 и ГАЗ-60, газогенераторных ЗиС-13 и ГАЗ-42. Для перевозки личного состава и раненых использовались автобусы ЗиС-8 и ГАЗ-03-30. Последний послужил базой для санитарного автобуса ГАЗ-55.


ГАЗ-АА


ЗиС-5


ЗиС-8


ГАЗ-03-30

Немаловажную роль сыграли союзнические поставки техники по ленд-лизу. К нам поступило около пятидесяти моделей автомобилей от американских, канадских и английских фирм. Самые распространенные из них: близнецы Willys MB и Bantam 40RC -первые в мире джипы, созданная на их базе амфибия Ford GPA, грузовики Chevrolet G7107 и C60L, Ford G8T, Dodge WC-51 и WF-32, "тяжеловесы" Mack и Diamond T980. Но самыми распространенными, пожалуй, были грузовики REO и Studebaker US 6х6 и 6х4. Всего в армию по ленд-лизу было поставлено около 477785 автомобилей. А общая численность автомобильного парка к концу войны, согласно энциклопедии "Великая Отечественная война", составила 664,5 тыс. автомобилей.


Willys MB


Studebaker US


Мобильность автомобильного транспорта позволяла осуществить быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники. Исключительно важную роль он сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая по знаменитой Дороге жизни связь осажденного города с внешним миром. Огромная перевозочная работа была выполнена во время Московской, Сталинградской, Курской битв, битвы за Днепр, Белорусской стратегической операции 1944 года. К примеру, в район Сталинграда было доставлено 270 тыс. тонн грузов на расстояние 120-450 км, перевезено 20 стрелковых дивизий. Наиболее интенсивные автомобильные перевозки осуществлялись в период Берлинской операции, их объем составил свыше 1,2 млн тонн, а среднесуточный пробег автомобилей - 350 км. Всего за годы войны автомобильным транспортом перевезено свыше 625 млн тонн грузов (что соответствует 39 млн железнодорожных вагонов). Это составляет примерно 55% от общего объема перевозок.
Автомобили во время войны использовались и как боевые машины. На их шасси монтировались зенитные установки, знаменитые гвардейские минометы "катюша" БМ-8, БМ-13, БМ- 31-12, признанные самым сокрушительным наземным оружием Второй мировой войны. Использовались в начале войны и бронеавтомобили, созданные на базе ГАЗ-М1, ГАЗ-67, ГАЗ-ААА, ЗиС-6 и других. Различались они по весу и вооружению. Легкие (масса до 4 т): БА-20, ФАИ-М, БА-64Б с пулеметным вооружением; средние (масса 4-8 т): БА-6, БА-6М, БА-9, БА-10; тяжелые (свыше 8 т): БА-11, БА-11Д - с пушечным и пулеметным вооружением.


БМ-13


БА-20


БА-10


БА-11

Кроме них существовали плавающие бронеавтомобили - ПБ-4 и ПБ-7, специальные (для движения по железной дороге) - БА-20 ж.д. БА-10 ж.д. и санитарно-транспортный БА-22.


ПБ-7


БА-20 ж.д.


БА-22

Бронеавтомобили имели несущие корпуса, как правило закрытого типа, с вращающейся башней. Шасси были 2- и 3-осные, в основном полноприводные, с пулестойкими пневматическими шинами. Но в ходе войны стала очевидной уязвимость бронеавтомобилей для артиллерии и ударов авиации, невысокая проходимость, а потому их использование к 1942 году было значительно сокращено. Лишь легкие БА-64 и БА-64Б продолжали использоваться для разведки и связи. Бронеавтомобили послужили прообразом бронетранспортеров, имеющих несколько другие цели и задачи.
Что касается гусеничной техники, то она в основном применялась в качестве артиллерийских тягачей. Основу парка составляли тягачи С-2 челябинского завода и Я-12, -13 Ярославского автомобильного завода, перешедшего целиком на их выпуск с 1943 года. А основной продукцией тракторных заводов в ходе войны стали танки и САУ (самоходные артиллерийские установки). Новое образцы последних начали создаваться на танковых шасси к концу 1941 года, когда стало ясно, что для эффективной поддержки подвижных соединений пехоты и танков, противотанковой обороны войск требуется и подвижная артиллерия.


БА-64


С-2


Я-12

САУ имели более крупнокалиберные орудия, чем сами танки, и вели огонь прямой наводкой, как правило, на дальностях, превышающих эффективность танковых пушек. С закрытых позиций они могли поражать цели на дальностях до 17 км.
С 1943 года САУ были переданы из ведения командующего артиллерией в подчинение командующего бронетанковыми и механизированными войсками. По массе САУ, как и танки, делились на легкие (до 20 т) - СУ-76, СУ-76М; средние (до 40 т) - СУ-85, СУ-100, СУ-122; тяжелые (св. 40 т) - ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152. Цифра в маркировке обозначала калибр пушки или гаубицы в миллиметрах. По компоновке они различались расположением боевого отделения: спереди, в середине и сзади, куда неподвижно устанавливалось орудие.


СУ-76


СУ-100


ИСУ-152

Лёгкие САУ применялись для сопровождения пехоты и борьбы с противотанковой артиллерией, пулеметами и легкими бронированными машинами противника. Части средних и тяжелых САУ сопровождали танки и пехоту, вели дуэль с танками, штурмовыми орудиями, противотанковой артиллерией противника и разрушали его оборонительные сооружения. СУ-152, например, прозвали "зверобоями" за их способность пробивать даже лобовую броню танков и штурмовых орудий вермахта.
Танки считались самой эффективной штурмовой наземной техникой. Обладая хорошей проходимостью, мобильностью, скоростью и возможностью вести огонь во всех направлениях из мощных орудий, танки играли ведущую роль в проведении наземных военных операций. К сожалению, преобразования, начатые перед войной в бронетанковых частях, не были закончены к моменту нападения гитлеровских войск.

Основной танк Т-34 был выпущен в малых количествах, и большинство в армии составляли легкие (массой до 14,65 т) танки - Т-37, Т-38, Т-40, Т-26, БТ-5, БТ-7, БТ-7М. Значительно меньше было средних (массой 28-30,9 т) - Т-28, Т-34, а также тяжелых танков (массой 47,5-50 т) - Т-35 и КВ-1. Положение изменилось лишь к 1943 году. Легкие танки были либо сняты с производства, либо модернизированы и использовались в основном для ведения разведки, связи и поддержки мобильных групп. Так, на базе плавающего Т-40 с пулеметным вооружением к сентябрю 1941 года был создан Т-60 с 20-миллиметровой пушкой и усиленной броней, а на его основе, в свою очередь, был разработан Т-70 с пушкой 45 мм. После модернизации к концу войны он получил индекс Т-80. Выпускались эти танки, кстати, на Горьковском автомобильном заводе.


Т-34


БТ-5


Т-70

Средний танк Т-34 также постоянно совершенствовался. Вместо пушки 76 мм на нем установили пушку 85 мм, изменили компоновку башни, увеличили толщину брони и емкость топливных баков, улучшили обзорность и повысили надежность всех агрегатов. В качестве силовой установки применялся V-образный 12-цилиндровый, полностью алюминиевый дизель семейства В-2. Разработанный еще в 1932 году, он дожил и до наших дней на различных видах военной техники. О его преимуществах перед бензиновыми авиационными двигателями немецких танков ходили легенды.

На базе тяжелых КВ-1 и КВ-2 были разработаны новые танки ИС-2 и ИС-3 - сначала с 85-миллиметровой, а затем со 122-миллиметровой пушкой. Кроме пушки на танки Т-34 и КВ могли устанавливаться автоматические танковые огнеметы АТО-42 с дальностью огнеметания до 120 м. Один из таких Т-34 был найден в прошлом году поисковой группой "Экипаж" затонувшим в подмосковном озере.


ИС-3

Особенно преимущество наших танков над немецкими проявилось в битве под Курском. На вооружение вермахта уже поступили новые танки Т-V "Пантера" и Т-VI "Тигр", однако и они не смогли противостоять нашим Т-34, КВ и ИС. Сегодня многие образцы военной техники тех давних времен установлены на постаменты в память о том, что и "Катюше", и ГАЗ-ММ, и Т-34 мы обязаны миром.


Т-VI "Тигр"



"...этот день мы приближали как могли..."

Всех с наступающим праздником Победы!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments