Как-то так получилось, что несмотря на некую истерию вокруг 21-ой Волги и признание её автомобилем-легендой, автомобилем-иконой и т.д. 60-70 гг, для меня образчиком стиля и дизайна тех лет в нашем автопроме является 408ой Москвич. Я бы даже так сказал - алый 408-ой Москвич с четырехфарной системой освещения. Удивительно, но я даже помню, как первый раз его увидел! Начало девяностых. Зима. Изредка сонное бдение маленькой улочки нарушает тарахтение очередной "копейки" или "шестерки". Иномарок ещё мало, Приор нет и в помине... И как-то из-за поворота выкатывается небольшой голубой автомобильчик с большими глазами-фарами в пол-передка и изящно, в легком крене заходя в поворот, продолжает движение. Тогда он меня шокировал, ведь Москвич действительно был похож на треклятые американские автомобили с самолетными килями из фильмов про Элвиса :-) Сегодняшний мой рассказ о нем - об автомобиле, на покупку которого в 1967 году уходило 41,5 средних советских зарплат, и на котором катался Шеф в знаменитом советском блокбастере "Бриллиантовая рука" - знакомтесь: Москвич - 408.
Разработка автомобиля официально началась в 1959 году, когда стали очевидными две вещи: Москвич - 407, а впоследствии 403 стал чрезвычайно популярной моделью в "кап. странах", а второе - то что он безнадежно устарел.
Второе радовать советское руководство никак не могло, так как Москвич был продуктом стратегическим, 35-40 процентов выпущенных автомобилей уходили на экспорт. Даже американцы заинтересовались нашими Волгами и Москвичами. В апрельском выпуске журнала Популярная Наука за 1959 год проводится тест советских машин. Несмотря на ироничный заголовок "Русские легковые автомобили: стильные, но ленивые", некоторые качества Волг и Москвичей оцениваются весьма высоко. Кроме того, в 1959 году происходит сильнейшая идеологическая диверсия Штатов в виде американской выставки в Сокольниках, на которой, разумеется, были представлены и автомобили. Выставка была для рядовых советских граждан шоком, однако для дизайнеров и конструкторов это было глотком свежего воздуха, ведь американская школа дизайна переживала тогда взлет. Возможно, именно благодаря этой выставке М-408 получил свою четырехфарную систему освещения на экспортной версии. Тем временем, в 1960 г. завод получает полуофициальный статус производителя экспортной продукции и фактический карт-бланш на разработку новой машины. 12 апреля 1961 года вся страна и весь мир переживает удивительные, доселе неведанные чувства - Юрий Гагарин совершает первый полет человека в Космос. Уверен, что это достижение придало сил и дизайнерам Москвича. Теперь они просто не имели права создать некрасивый автомобиль! И "космическая" тема, безусловно, находит в отражение в футуристическом на тот момент интерьере машины, в хвостовых плавниках с вытянутыми элегантными фонарями, в решетке радиатора. Было построено 14 прототипов - невиданное поле деятельности для дизайнеров. Постепенно М-408 становился таким, каким мы привыкли его видеть:
Эти прототипы датированы 1962 годом:
Автомобиль выглядел весьма современно для своего времени. Вот таким образом выглядели. в частности, модели 1964 года именитых мировых производителей:
BMW 1500
Renault 8/10
Opel Kapitan A
М-408
Как мы видим, Москвич находился очень даже в тренде тех лет. Что касается "начинки", то ахиллесовой пятой Москвичей были слабые и устаревшие двигатели. В частности, на М-408 стоял "расточенный" двигатель от модели М-407 мощностью 50 л. с. Среди технических новшеств «Москвича-408» следует отметить автоматическую регулировку тормозов, педали подвесного типа (опробованные еще на «Москвиче-403»). Впервые в отечественном автомобилестроении были применены 13-дюймовые колеса, более безопасный капот двигателя с передними петлями, двухкамерный карбюратор К126-П с пусковым полуавтоматом прогрева. На «Москвич-408» устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на высших передачах (рычаг управления первое время располагался на рулевой колонке), контактную систему зажигания, независимую переднюю и зависимую заднюю подвески (пружинная на поперечных рычагах спереди и рессорная сзади), а также телескопические амортизаторы.
В 1964 году автомобиль увидел свет. Это событие было настолько знаменательным, что обложка ноябрьского номера журнала "За рулем" того года посвящается "Москвичу":
вот что пишет именитое издание по поводу выхода нового автомобиля:
"...«Москвич-408» - малолитражный легковой автомобиль с закрытым четырех-пятиместным кузовом. Так называемое пассажирское помещение расположено внутри колесной базы, багажник – в задней части кузова. Эта компоновочная схема, которая остается широко распространенной в практике мирового автомобилестроения. Она дает возможность наилучшим образом распределить полный вес по осям, что в свою очередь делает автомобиль устойчивым, помогает ему хорошо «держать дорогу»
Красиво оформленный щиток приборов, установленный на съемной панели, объединяет спидометр, амперметр, указатели уровня бензина, давления масла в двигателе и температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Кроме того, в щиток вмонтированы контрольные лампы дальнего света фар и указатели повтора.
Помимо щитка приборов на панели установлены кнопки управления, радиоприемник на полупроводниках, ящик с крышкой, пепельница, прикуриватель, замок зажигания рычажки управления отопителем.»...
...«При создании нового автомобиля была проявлена большая изобретательность, что, безусловно, отразилось на его качествах.
«Москвич-408» обладает хорошей плавностью хода и управляемостью на любых дорогах, он вполне комфортабелен, очень хорошо «держит дорогу» и послушен в управлении, тормоза работают легко и действуют на всем диапазоне скоростей. Достаточно высока у нового автомобиля динамика разгона и топливная экономичность. По прочности и износостойкости узлов и агрегатов он значительно превосходит модель 407.
Большой интерес к «Москвичу-408» проявляют зарубежные специалисты. За последнее время завод посетили Делегации из ГДР, Кипра, ЧССР, Финляндии, Канады и Индонезии, которые детально ознакомились с новым малолитражным автомобилем и с подготовкой его производства. Машина получила у них высокую оценку.
Хороший подарок автолюбителям страны сделал коллектив Московского завода малолитражных автомобилей!"...
Однако для СССР главным был, конечно, экспортный рынок. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском Автосалоне. Вот что по поводу появления М-408 на "загнивающем" западе писали тогда газеты: (фото предоставлено пользователем diecast43 )
А вот эта статья уже от 1968 года:
На экспорт автомобили продавались обычно с четырьмя фарами, более мощным двигателем, хромовыми окладами рамок дверей и уплотнителей стекол, причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Бельгийская фирма Scaldia-Volga продававшая Москвичи под именем
Scaldia 408, в частности, устанавливала иную электропроводку, а так же покрывала крышу автомобиля винилом. В разных странах автомобиль назывался по-разному: Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvitch Carat. По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая конструкция и достаточно высокий уровень качества.
Москвичи, кстати, собирались и в братской Болгарии:
Интересно что некоторые конструктивные решения принимались именно под давлением "экспортной составляющей" будущей модели. В частности, под влиянием главного конструктора и идеолога АЗЛК, Александра Федоровича Андронова, первые прототипы создавались на больших, 15 - ти дюймовых колесах, что объяснялось плохим качеством дорожного покрытия в стране. 13 дюймовые колеса были введены лишь после вмешательства АвтоЭкспорта. "В Европе такое уже не носят!" - иронически замечали сотрудники ведомства.
Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провел испытанияМ-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что:
«Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!"
А вот что говорил генерал Де Голль, ознакомившись с автомобилем в Париже:
"У вашей машины хорошая репутация, она прочна, как мне сказали, вынослива и я желаю вам успеха"
Красноречивее всего об успехах М-408 на внешнем рынке свидетельствуют цифры экспортных продаж (в тысячах) шт.:
Год | выпущено машин | экспортировано машин |
1964 | 80.168 | 32.052 |
1965 | 76.825 | 34.549 |
1966 | 82.374 | 42.508 |
1967 | 90.303 | 46.315 |
1968 | 97.666 | 53.392 |
1969 | 101.836 | 64.767 |
В 1968 году доля экспорта составила 55 процентов!
Наряду с базовой моделью, коллектив дизайнеров предлагает и совершенно дерзкий для советского автомобилестроения открытый вариант с кузовом кабриолет под именем "Турист", который впервые был оборудован инжектором разработки ЦНИИТА. Турист подходил под класс Gran Tursimo и являлся без сомнения очень красивым и элегантным автомобилем. Складной мягкий верх на нем не предусматривался. Предполагалось, что в случае непогоды два человека "легким движением руки" превратят машину в купе с помощью пластикового верха. Салон кабриолета был выполнен красным, а кузов черным. На автомобиль устанавливали двигатель мощностью 63 л.с., что в сочетании с небольшой массой давало неплохие динамические показатели. Однако, в серию автомобиль не пошел. Почему - теперь уже сказать трудно. Возможно, из-за загруженности конвейера, а возможно - из-за нежелания правительства заниматься выпуском столь "буржуазного" автомобиля. К сожалению, ни один из экземпляров ни уцелел...
В 1967 появляется модель Москвич-412 с новым перспективным двигателем мощностью 75 л.с. Существует мнение, что это мотор был "цельностянут" с двигателя БМВ - однако, это не так. Главный конструктор АЗЛК Андронов, ревностно отслеживающий последние тенденции в мире автомобильных двигателей, первоначально поставил задачу копирования двигателя, однако на выходе агрегат унаследовал лишь часть конструкторских решений БМВ. Не верно считать 412-ый и преемником 408-ого Москвича. Это была лишь более мощная и более престижная модель линейки. В 1976 году М-408 превратился в 2138, а 412ый в 2140.
В 1969 году проходит рестайлинг обеих моделей. Учитывая мировую моду, автомобиль получает шестиугольные фары производства ГДР (такие же ставились на забытый ныне Вартбург 353, а идею рестайлинга предложила все та же Скалдия-Волга), иные подфарники, решетку радиатора, задние фонари, а также изменения в салоне. Кроме того, автомобиль впервые в СССР получил усовершенствования, связанные с повышением пассивной безопасности, что отражалось в литерах его названия - "ИЭ". (Возможность экспорта) Важный факт: Москвич-408 первым в СССР прошел фронтальный краш-тест. В 1967 году производство "412ых" так же освоил Ижевский автозавод. Его автомобили, имели, однако, более простой дизайн. Фактически,
412-ый не только дал ИжАвто путевку в жизнь, но и похоронил его, как производителя современных автомобилей. До развала Советского Союза принципиально новых моделей заводу освоить не удалось. Впрочем, это отдельная грустная история.
В 70-ых гг. для поддержания имиджа, заводская раллийная команда много и часто принимает участие в соревнованиях. Чего им стоило это участие, много позже они напишут в своих мемуарах. Кстати, по этому поводу существует один отличный сайт. Самым легендарным ралли с участием команды АЗЛК, конечно было "Лондон - Мехико" 1970 года. 25.000 км по дорогам 25 стран. О том, какие страсти кипели на дорогах этого соревнования, говорит хотя бы этот отрывок:
" Но еще более впечатляющими, чем гонки, были некоторые остановки. Да, да, вынужденная остановка экипажа Леонтия Потапчика в Сан-Пауло может быть, по-моему, занесена в анналы истории ралли,как не имеющая прецедента. Действительно, раллистам уже не раз приходилось «воевать» с различны-ми разъяренными животными — пантерой, кенгуру,верблюдом (был такой случай в ралли «Сафари») и даже со змеей, мстительно бросившейся вслед «наступившему» ей на хвост автомобилю. Но с вооруженными людьми?.. Такого я что-то про наше мирное племя раллистов еще не слыхивал.А вот в Сан-Пауло это произошло. Леонтий По-тапчик уже почти пересек весь город и выруливална шоссе, ведущее к Вентании, когда его вдруг обо-гнали две местные машины и стали поперек дороги,перегородив путь. Из машин выскочили пятеро че-ловек, бросились к «Москвичу», окружили его и начали, перебивая друг друга, что-то кричать, требовать, угрожать. Особенно неистовствовал один, с бородой, одетый явно не для приема в посольстве — на нем была какая-то наспех накинутая рваная курт-
ка и что-то вроде кальсон вместо брюк. Но... в руках у него был автомат, который он держал так, будто
идет в атаку на сильно укрепленную позицию противника..." (из книги Юрия Клеманова "Москвичи на Москвичах")
Все тот же журнал "За Рулем" в 1969 году описывал ралли Лондон - Сидней 1968 года ( 16.000 км, 11 стран)
Сейчас увидеть реплики раллийных Москвичей можно в музее на Рогожском валу
(фотографии сделаны pkuneev )
М-408 выпускался серийно с 1964 по 1975 год, долгое время дополняя 412-ый в производственной программе. 412ый считался автомобилем более высокого класса, хотя тогда о классах особенно не рассуждали, обладание автомобилем само по себе уже указывало на класс владельца. В мае 1967 года с конвейера завода торжественно сходит миллионный автомобиль Москвич-408.идет в атаку на сильно укрепленную позицию противника..." (из книги Юрия Клеманова "Москвичи на Москвичах")
Все тот же журнал "За Рулем" в 1969 году описывал ралли Лондон - Сидней 1968 года ( 16.000 км, 11 стран)
Сейчас увидеть реплики раллийных Москвичей можно в музее на Рогожском валу
(фотографии сделаны pkuneev )
Помимо базового автомобиля в кузове седан, на производство были поставлены также универсал и фургон. Кроме того, из обычных Москвичей кустарным методом делались пикапы. После четырех-фарного седана самым красивым автомобилем линейки, безусловно является фургон Москвич-433 с необычными гофрированными боковинами кузова. Обратите внимание, как красиво он выглядит на рекламе тех лет:
Москвич-434, отличающийся более мощным двигателем 412-ой модели и "живьем" выглядит весьма эффектно.
Москвич-408 также успел побывать киногероем. Самую известную его "роль" мы уже описали выше - это машина шефа в Бриллиантовой руке...
... и головокружительная сцена погони в "невероятных приключениях итальянцев в России". Пожалуй, самая масштабная и красивая погоня в отечественном кино снималась с использованием пяти Жигулей и пяти Москвичей, итальянских каскадеров, русских раллистов и поистине бесстрашного Андрея Миронова, выполнившего все трюки в фильме самостоятельно.
Конечно, рассказывать про этот автомобиль можно долго. За свою конвейерную жизнь он пережил победы и неудачи, превратился из современного в глубоко устаревший, а затем долгое время был предан забвению. С запуском АвтоВАЗа завод неуклонно катился в бездну и, в конечном счете, эта бездна сожрала его без остатка. (Министром автомобильной промышленности тогда был бывший гендир АвтоВАЗа Поляков, грубо и напористо лоббирующий интересы родного предприятия)
Однако не хочется заканчивать этот рассказ на грустной ноте. Каждый автомобиль является олицетворением своей эпохи. В сияющих хромом колпаках динамичного, стильного Москвича словно застыло отражение той далекой. Эпохи открытия Космоса, больших амбиций и культовых фильмов...
Создателями М-408 были: главный художник Борис Иванов и главный конструктор Александр Андронов. Напоследок, подборка самых красивых (на мой вкус) фотографий М-408 (М-412)
UPD: позволю себе небольшое лирическое отступление. Так как цветных фото Скалдии-408
не нашлось, я решил "пофантазировать" на тему М-408 с виниловой крышей.
Получилось криво, но на мой взгляд, наглядно
P.S. Дорогие друзья: при обнаружении в тексте неточностей и подозрительных предметов просьба немедленно сообщать водителю (т.е. мне)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →