visualhistory (visualhistory) wrote in cccp_foto,
visualhistory
visualhistory
cccp_foto

Category:

Советский Таллин на цветных фото. Часть первая (1963 и 1972).

Я был в Таллине единственный раз в своей жизни - со школьной экскурсией на закате советских времен. Несмотря на советские автомобили на улицах и русскоязычие каждого второго горожанина, было ощущение полнейшей заграницы, другого мира, даже воздух казался каким-то особенным... Не говорю уже о незабываемом впечатлении от старого города, одного из самых очаровательных в Европе.
Настоящая подборка снимков советского Таллина включает фото 1963 и 1972 гг.
Комментарии к снимкам любезно написал Josef Kats, специалист по истории города.    
Первые четыре снимка сделаны в 1963 году и принадлежат фотографу журнала "Лайф" Стэну Вэймэну (два из них уже постил ранее).


1. Смотровая площадка у т.н. «лестницы Паткуля». Панорама практически не изменилась, кроме того, что готическую башню церкви Олевисте лет десять тому назад вновь выбелили, а дымящую трубу электростанции – укоротили на треть:





2. Молодежь под лозунгом «Да здравствует знаменитая коммунистическая партия Советского союза» шагает, вероятно по бульвару Каарли. (В 1947-1988 Суворови, в 1940-41 Карл Маркси):



3. Кирха на этой фото – та самая церковь Каарли, давшая название бульвару (и повод так элегантно переименовать его в бульвар Карла Маркса в первый советский год. (Не, ну если есть уже половина топонима, почему бы не приделать к ней вторую половину, более революционную? Нафиг нам в ЭССР Карл Ваза, король чужеземный – у нас есть свой Карл Маркс! ;) ):


Яхт-клуб в Таллине на фоне развалин, если не ошибаюсь, монастыря 16 века (Иван Грозный постарался :-))
4. Грозный только завершил начатое лет за пятьдесят до него, во время церковной реформации, когда монастырь ордена св. Биргитты был разграблен горожанами. (Кстати, он не «Монастырь св. Биргитты», как пишут в путеводителях, а, все-таки, «монастырь св. Марии ордена св. Биргитты»):


Теперь переносимся сразу в 1972 г., источник снимков уже не припомню.

5. Тот же вид, что и на первом фото. До восстановления исторического цвета колокольни Олевисте остается долгих тридцать лет…



6. Вид с другой смотровой площадт Верхнего города на Ворота Длинной ноги и перекресток улиц Нунне (Монашеской, на момент съемок – Ваксали, т.е. Вокзальной), Пикк (Длинной), Вооримехе (Извозчичьей) и Ратаскаеву (Колесного колодца). Крыша воротной башни (17 век) была уничтожена в ночь на Рождество 1995 года, когда в ходе криминальных разборок была подожжена находившаяся на первом этаже соседнего дома аптека. Ныне крыша воссоздана в более «архаичных» формах под Средние века и на ней установлен ультрасовременный трешевый флюгер, обожаемый туристами по неведомой причине:


7. Вид с только что выстроенной высотной гостиницы «Виру» на Центральную площадь (ныне – площадь Виру, «в девичестве» также площадь Сталина и Русский рынок). На месте подзаброшенного сквера в правой части снимка в 2000-ые возведено здание гостиницы с садом искусственных елок на крыше. Низкое двухэтажное здание – бывший дом Ротерммана, потом – Александровское училище, швейное ПТУ имени Клементи, учебный корпус Педуниверситета ныне встроено в стеклянный монстр нового бизнес-центра:

8. Большие Морские ворота. Последние лет пятьсот вид не менялся ;) (Ну, за исключением сноса примыкающих стен, перестройки домов, различимых под аркой ворот:


9. Художник работает на улочке Тоом-Рюйтли (Рыцарей Домского капитула, во времена съемки – Линнусе, т.е Замковой). Верхний город. В перспективе – Домский собор:


10. Улица Уус (Новая) – первая в городе улица, проложенная за пределами городской стены в середине 17 века. Дом посередине, с правой стороны – т.н. «Браковка конопли» (у моих учеников этот топоним вызывает нездоровое похихикивание), единственное в городе строение с фасадом в стиле рококо. При реставрации в конце восьмидесятых годов возвращен оригинальный салатный цвет фасада и восстановлена двухмаршевая лестница с чудесной художественной ковкой при входе в дом:


11. «Более современный» район, между прочим – ровесник Старого города. Это Каламая (в переводе – Рыбный дом) – старейшее предместье города, заселенное уже в конце 14 века. Разумеется, сфотографированная застройка куда как новее – вторая полвина 19 века: за пределами городской стены здания регулярно сносились в случае нападения неприятеля. Последний раз Каламая сносили под ноль в Крымскую войну. Кстати, о сносах. Замечательная деревянная застройка, изображенная на этом фото, пала жертвой спекулянтов недвижимостью в середине девяностых. До включения предместья Каламая в список охраняемых архитектурных ансамблей оставались считанные лет лесять…:


12. Северо-западный угол Ратушной площади с доходным домом середины 19 века (там, где на снимке сберкасса) и т.н. «Домом Егорова» 1924 года. Его возведение в историческом центре наделало много шума в свое время, и стимулировала дискуссию о необходимости взятия Старого города под охрану государства:


13. Улица Харью, после перекрестка с улицами Кунинга (Королевской) и Нигулисте (по ближайшей церкви) – Кулласепа (Золотых дел мастеров). Самая пострадавшая при авиарейде 1944 года улица Старого города. Справа – одно из ее последствий, дом писателей, 1961 год:


14. Бывший губернаторский дворец (1780ые, арх. И Шульц). Перестроен из восточного крыла Тоомпеаского (Вышгородского) замка, что заметно на фото. Вдали – башня Пильштикер (Точильщика стрел - 14 век). К заднию в 1930ые построен т.н. «балкон вождя» - авторитарный лидер Константин Пятс мечтал обращаться с него к внемлющему народу. Увы – обращались оттуда уже совсем другие товарищи летом 1940 года. Ныне в здании парламент:


15. Снова Домский собор – но уже на фоне улицы Пийскопи (Епископской, на момент съемки – Каллаку, т.е. Покатой, что ли. В дословном переводе «улица Склона»):


16. Сквер, разбитый в 1947 году на месте уничтоженной в войну застройки западной стороны улицы Харью. Уже знакомый нам дом писателей, перекресток улиц Кунинга, Кулласепа, Нигулисте. (Да, конечно же, во время съемок Королевской улицы не существовала – она в 1947 году была объединена с улицей Нигулисте, но сохранила отдельную нумерацию домов. И такая дурь бывает):


17. Ратуша. Уже очищенная от псевдоготических «усовершенствований» середины 19 века. Пятиугольная ниша над аркадой стыдливо пустеет: мало того, что в ней в находилась жутко Клерикальная картина «Страшный суд» (17 век), так ведь угораздило же ее, снятую в 1940 году, поместить на былое место в годы нацистской оккупации! Одним словом, копия картины вернулась на законное место только при реставрации 2003-2004 года:


18. Улица Пикк (Длинная) – главная торговая артерия средневекового Ревеля. Фронт застройки бюргерских домов, сохраняющий свою изначальную, готическую основу, разрывается справа двумя массивными зданиями – т.н. доходным домом Уильяма Тюлипа (1912 год, с 1914 – управление строительством Морской крепости Петра Великого, с 1919 – Военное министерство, в 1940-41 НКВД, в 1941-44 – Германская политическая полиция, в 1944-91 – КГБ) и новым корпусом КГБ (1951 год):


Продолжение следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments