Pos1t1ve (pos1t1ve) wrote in cccp_foto,
Pos1t1ve
pos1t1ve
cccp_foto

Categories:

Зодчий Страны Советов: 120-летию Бориса Иофана



В Эти дни в Государственном Музее Архитектуры им. Щусева (МУАР) проходит выставка "Архитектор Власти. К 120- летию со дня Рождения Бориса Иофана".  Плоды деятельности Бориса Михайловича и его вклад в развитие архитектуры нашей страны переоценить трудно. Колоссальные проекты в Москве, планы восстановления Сталинграда и Новороссийска, десятки нереализованных работ и тысячи поисковых эскизов - все это наследие, пожалуй, самого одиозного и масштабного зодчего Советского Союза.

Ниже - виртуальная экскурсия по залам музея в хронологическом порядке. Я постарался включить в неё все самое интересное и "вкусное", хотя это так сложно, когда речь идет о фигуре такого масштаба.

Кликом можно увеличить изображение до читабельных размеров. 







Проект "Дома на Набережной"









Академия Тимирязева в Москве





Проект советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году















Проект станции метро

Отдельный Зал посвящен грандиозному проекту - Дворцу Советов.

Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в мире. Не просто конструкцией из стали и бетона, но символом величия нового политического и социального строя.  Его проектирование началось в тридцатых, а последние конкурсы относятся к концу пятидесятых годов. В 1958-60 гг. на фундаменте Дворца Советов сооружают "Бассейн Москва", похоронив тем самым последние шансы исполина на существование. По замыслу создателей, ДС должен был стать архитектурной доминантой города, а знаменитые "сталинские высотки", в свою очередь, являть собой своего рода "ступеньку" от малоэтажной на тот момент "канонической" Москвы к гиганту. Если бы ДС был сооружен, его высота достигала  420-ти метров. Для его создания были изобретены специальные марки стали и бетона. Архитектурные решения, найденные при его проектировании, сформировали тот самый "ампир" или арт-деко, который мы привыкли именовать "сталинским".

Официальная история придерживается версии, что строительство Дворца было прервано войной, однако Никита Хрущев принял решение продолжить возведение и после смерти Сталина. Попытка за попыткой в прямом смысле слова, проваливалась сквозь землю - котлован  будущего здания постоянно заливало водой, откачать которую не могли даже при помощи мощнейших насосов. Результатом противостояния стихии и архитектуры стал бассейн, который многие москвичи тех лет именовали "лужей" за странное, совершенно неуместное расположение и открытую конструкцию.

Так или иначе, внешний вид исполина можно довольно легко представить себе с помощью многочисленных чертежей, эскизов и проектов, созданных в огромном количестве за двадцать с лишним лет непрерывной работы. 


























План восстановления Сталинграда.

Обратите внимание на четкую "квартальную" структуру проектов Иофана. Дает о себе знать детство в Одессе и юношество в Петербурге. Будущий архитектор буквально "впитывает" квартальную систему на живых примерах.


































После развенчания "культа личности" монументальная архитектура уступает место типовой функциональной. Величественные многоэтажные здания отходят на второй план, а страна пытается разрешить острейшую проблему индивидуального жилья.  Борис Михайлович принимает участие и в этой работе, однако, размах, конечно, уже не тот... 









До конца жизни Борис Михайлович переживал по поводу размещения статуи "Рабочего и Колхозницы" на низком постаменте. До конца дней он вместе с  Верой Мухиной бился за восстановление скульптуры в её первозданном виде. И ушел из жизни буквально с этой мыслью в голове. Спустя почти сорок лет его мечта сбылась - ныне прекрасное олицетворение единения архитектуры и скульптуры гордо возвышается неподалеку от входа на ВВЦ.

Список проектов и завершенных построек Бориса Иофана:

  • Эскизный проект Посольства СССР в Италии (Рим), 1923.
  • Жилые дома и планировка посёлка Штеровской ГЭС, Донбас, 1924.
  • Образцовые дома для рабочих на Русаковской ул., Москва, 1925.
  • Здание Химического института им. Л.Я.Карпова, Москва, 1927.
  • Жилой комплекс на ул. Серафимовича, дом №2, Москва, 1931.
  • Санаторий «Барвиха» под Москвой, 1929—1934.
  • Проект Дворца Советов для Предварительного конкурса 1931-1934.
  • Проект Дворца Советов на основе проекта Б.М.Иофана, 1934-1942.
  • Павильон СССР на Международной выставке в Париже, 1937.
  • Павильон СССР на Международной выставке в Нью-Йорке, 1939.
  • Станция московского метро «Бауманская» («Спартаковская»),1944.
  • Проект восстановления Сталинграда и Монумент героям, 1943.
  • Проект восстановления центра Новороссийска, 1944—1945.
  • Проект Монумента Победы в Москве, 1946 год.
  • Проект Московского государственного университета, 1947—1948.
  • Государственный институт физкультуры в Москве, 1962—1975.
  • Проект монумента 50-летия Октября в Москве, 1967 год.







Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment