sosnitsky (sosnitsky) wrote in cccp_foto,
sosnitsky
sosnitsky
cccp_foto

Categories:

Невыдуманные истории. Поход по переходам. Часть первая. Космос под землей.

Этот пост - первый - о подземном переходе на углу проспекта Кировского и Большой Садовой.
Переход встречает нас мозаичной картой Ростовской области, изуродованной прибитыми проводами и розеткой и разукрашенный граффити. 


                             Садовая. 1




А дальше - картины космоса, созданные бригадой облицовщиков Мостоотряда №10 под руководством Юрия Никитовича Лабинцева. 
Удалось отыскать, к сожалению,  только вот такую газетную фотографию Ю.Н. Лабинцева:

                                                        Лабинцев

Идея украсить переходы мозаикой принадлежала начальнику Мостоотряда №10  Георгию Ивановичу Былло.
Исполнил задумку Юрий Никитович Лабинцев.
Лабинцев окончил художественное училище сразу после войны, сначала работал лепщиком-модельщиком, а потом, когда мода на лепные украшения отошла, долго трудился облицовщиком в различных организациях.
В 1971 году произошла его встреча с Г.И. Былло, которому он показал кое-что из своих работ, поделился планами. Григорий Иванович увлекся и предложил Лабинцеву перейти на работу в Мостоотряд №10.
Лабинцев набрал нужных людей, с многими из которых был уже знаком. Так родился коллектив, создавший все эти шедевры под землей.
Перед тем, как делать эскизы мозаичных панно, Лабинцев долго изучал тему, вникал в детали. 
Картина в переходе на Кировском и Большой Садовой изображает космонавтов, стоящих на Ганимеде - спутнике Юпитера. Во время подготовки Лабинцев вместе с астрономами по карте звездного неба выяснял, как выгляделди бы оттуда созвездия, чтобы точно воспроизвести эти виды.
И вот, что получилось:

Садовая. 9  Садовая. 21

Садовая. 41

Садовая. 3

Садовая. 69

Садовая. 28

Садовая. 27

Садовая. 71 

Садовая. 77

Правда, тех самых космонавтов на Ганимеде почти не видно...
Половина мозаики скрыта за стенами ларька. Полки прибиты прямо к мозаичным картинам. 
Варварство, да и только.
В чем была острая необходимость уродовать эти картины? Зачем сверлить плитку? Зачем розетка на торцевой стене перехода? 
Почему разрешили? Почему не ухаживают?
Сто вопросов и ни одного разумного объяснения...
Из-зо коробок с бумагой выглядывает Юпитер, из-за полок угадываются очертания еще одной планеты и какого-то летательного аппарата, и космонавты предвигаются по поверхности Ганимеда между книгами, блокнотами и ежедневниками, выложенными на стелажах..
Да и то - заметить их можно, только зайдя в ларек...

Садовая. 40

Садовая. 44

Садовая. 45

Садовая. 46

Господа чиновники от культуры! Спуститесь в переход, посмотрите, что происходит.
Может, вас и "зацепит", может, обратите внимание на часть городского культурного достояния.
Может, поможете сохранить для детей наших труд отцов и дедов наших.
А, может, и нет...

В одном из интервью Юрий Никитович Лабинцев сказал: "А вообще мне кажется, что цель нашей работы - не только порадовать глаз ростовчан и гостей. Известно, что ученые по фрескам и мозаике древних городов узнают о быте и жизни их жителей. Нам тоже хотелось бы, чтобы наши работы стали для следующих поколений красочным рассказом о том, что для них уже будет историей".
Нашу эпоху, вероятно, будущие поколения будут изучать по дыркам, просверленным в красочных мозаиках, созданных в 70-80-е годы прошлого века.
Грустно.

Следующий пост - про мозаику в подземном переходе на Ворошиловском и Большой Садовой.

Источники:
Беспалов Ю. Луга в подземных переходах. Комсомолец. 1980.
Евстифеева Т. Не встретить мозаики краше ростовской... Вечерний Ростов. 1992.
Голубниячий А. Блеск и нищета ростовских переходов. Наше время. 2003.
Сидоров А. Радуга в переходах. Комсомолец. 1978.
Гвозденко А. Создатели ростовской мозаики. Вечерний Ростов. 19737
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments