album_clippings (album_clippings) wrote in cccp_foto,
album_clippings
album_clippings
cccp_foto

Categories:

Фея – пулеметчица. От «Чапаева» к «Золушке».


Мясникова Варвара Сергеевна
Заслуженная артистка РСФСР (1935)
Феноменально элегантная,изящно-манерная и забывчивая Фея в "Золушке и героиня анекдотов наряду с Петькой и Василием Ивановичем знаменитая Анка пулеметчица из "Чапаева" какие разные роли и какая разная в этих образах Варвара Сергеевна Мясникова.

Сталин придумал ей одну роль а министр кинематографии сократил другую.

Варвара Мясникова родилась в Санкт-Петербурге 5 октября 1900 года.



Ее отец работал в страховом агентстве "Саламандра", а мать была домашней хозяйкой, занималась воспитанием двоих детей.
В 1918 году Варвара закончила женскую гимназию. И выбрала, как казалось ей и её родным, после революции, надежный кусок хлеба, поступив на службу в Наркомпрос в качестве инструктора-оператора.
Там она узнает - что ученик Ю.Е. Озаровского, актер Александринского театра, любимец публики, театровед Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс


Класс Ю.Э.Озаровского. В центре (стоит) - Ю.Э.Озаровский, крайний справа - В.Н.Всеволодский-Гернгросс, Санкт-Петербург 1908 г.

ныне по совместительству член Секции по репертуару Наркомпроса, добился от большевиков согласия на открытия «ИНСТИТУТА ЖИВОГО СЛОВА». Курсы, которые преподавались в институте были «обращенные к детям и учащимся и рассчитанные также на педагогов, ораторов и декламаторов, были призваны обучить студентов любого возраста и уровня образования принципам устной речи.»



Варвара с головой окунулась в новый и такой желанный театральный мир. В дальнейшем, не имея возможности совмещать учебу и работу, Мясникова уволилась из Комиссариата и стала подрабатывать преподавателем художественного чтения в школах рабочей молодежи.
В институте Варвара Мясникова училась сначала на общетеоретическом отделении, а затем перешла на специальное театральное, пройдя квалифицированную комиссию Мясникова получила звание артистки и вошла в состав труппы Ленинградского экспериментального театра при институте.
В 1925 году, за неимением средств существования, театр закрылся, и Мясникова поступила в Большой Драматический Театр, где отработала 2,5 сезона, одновременно занимаясь в мастерской Бориса Зона.



В 1927 году Варвара полностью перешла на работу в кино, Застав расцвет Советского немого кино. В этот период она сыграла ряд заметных ролей, среди которых Ольга («Парижский сапожник»)


Федор Никитин и Варвара Мясникова в фильме "Парижский сапожник"



Ирина Елагина («Инженер Елагин»),

Зина Башкирова («Человек с портфелем»), Вера («Спящая красавица»), Анна Штукова
в 1931 году Варвара становится штатной артисткой киностудии «Ленфильм». Где она 32 году снимается в
фильме «Личное дело» у «братьев» Васильевых.



Режиссеры Георгий Васильев и Сергей Васильев, работавшие под общим псевдонимом «братья Васильевы».

1934 год круто меняет ее жизнь, Варвара выходит замуж за Сергея Васильева, а «братья Васильевы» получают задание партии и правительства к 1-му « Советскому Кинофестиваль в Москве» снять эпическую картину о победах красной армии.
По легенде на первом просмотре
Сталин фильм забраковал и приказал переделать так, чтобы в фильме были четыре главных персонажа:
Красный командир — выходец из трудового народа (Чапаев)
Красный комиссар — лицо ВКП(б) — (Фурманов)
Солдат Красной Армии (Петька)


Четвёртый персонаж должен был отображать образ русской женщины в гражданскую войну

Для своей любимой жены режиссёр Сергей Васильев придумал роль Анки-пулемётчицы
… создателям фильма случайно попалась публикация о санитарке Марии Андреевне Поповой, которая во время одного из боёв подползла к раненому пулемётчику, а он, пригрозив её пристрелить, заставил стрелять из «Максима». Мария Попова, по её словам, закрыв глаза, нажала на гашетки пулёмета, а сам солдат здоровой рукой управлял стволом пулемёта. Этот случай и использовали постановщики в своём фильме. А на том, чтобы героиню звали Анной, настоял Фурманов. Так и появилась Анка-пулемётчица.




4 ноября 1934 года первыми зрителями фильма «Чапаев» стали Сталин, Ворошилов, Молотов, Енукидзе и Шумяцкий, возглавлявший тогда отечественный кинематограф. Когда зажегся свет, Сталин сказал Шумяцкому: «Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хороши и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение».
По подсчетам председателя управления кинофотопромышленности Бориса Шумяцкого, Сталин за два года посмотрел «Чапаева» 38 раз. Потом Шумяцкого арестовали, и статистику больше никто не вел.
После успеха на «Московском международном кинофестивале» ( Советский Кинофестиваль в Москве ) Варваре Сергеевне присваивается звание Заслуженная артистка РСФСР (1935)
Советский народ старался не отставать от вождя.
Вскоре у кинотеатров начали выстраиваться огромные очереди - так началось триумфальное шествие ленты «Чапаев», позже включенной в сотню лучших фильмов мира.

На всякий случай, Васильевы сняли три финала:

По городу маршируют красные войска. На них любуются Анка с Петькой. А за кадром звучит голос почившего Чапаева: «Счастливые, говорю, вы с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди».

В саду Анка выгуливает детей. К ним подходит Петька, он уже возглавляет стрелковую дивизию. За кадром голос того же Чапаева: «Вот поженитесь, работать вместе будете. Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!».

И тот, что есть. Подумали режиссеры и решили, что в самой смерти легендарного командира и последующей лихой кавалерийской атаке и заключается самый большой оптимизм.

Одним из анекдотов про Чапаева был такой - "Зачем вы в десятый раз идёте смотреть фильм "Чапаев? -Жду, вдруг выплывет!".
С началом Великой Отечественной войны дождались - Чапаев выплыл. Но это другая история

Фильм «Чапаев» обрёл счастливую развязку. 31 июля 1941 года был выпущен агитационный короткометражный фильм "Чапаев с нами", в котором Чапаев, по прежнему в исполнении актёра Бориса Бабочкина, вылезал на берег и обращался к зрителям с призывом бить фашистов.



С началом войны Ленфильм эвакуируют в Алма-Ату. Вместе с мужем и дочерью в эвакуации и Варвара Сергеевна, она опять снимается у мужа.


«ОБОРОНА ЦАРИЦЫНА» - Киноэпопея о героической обороне Царицына в 1918 году, которой руководили, согласно официальной трактовке истории гражданской войны, И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов.

В 1942 г. за первую серию режиссёры Г. Васильев и С. Васильев, актёры М. Геловани, Н. Боголюбов, М. Жаров и оператор А. Сигаев получили Сталинскую премию I степени.На широкий экран вышла только первая серия киноэпопеи.

В блакадном Ленинграде у Варвары Сергеевны осталась 65-ти летняя мама и брат Алексей художник в Эрмитаже работал в отделе мелкой пластики. Оба погибли в 42-ом.

Война закончилась пора возращятся после её тягот хочется окунутся в мирную сказку
«Золушка» «Ленфильм» в 1947 год режиссёр Надежда Кошеверова и Михаилом Шапиро. Сценарий к фильму написал замечательный драматург Евгений Шварц.

Создатели фильма пытались добиться разрешения снимать фильм на цветной пленке. По замыслу авторов «Золушка» должна была быть цветной, а никак не черно-белой картиной! Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного ленинградского художника Николая Акимова. Вопрос упирался в материальные ресурсы, которых в разрушенной стране катастрофически не хватало. "Золушка" была снята на черно-белой пленке. Летом 1946 года снимали натуру в Риге.


Не секрет, что Янина Жеймо снялась фильме "Золушка" в возрасте 38 лет и великолепно справилась со своей ролью. То же самое можно сказать и о Варваре Сергеевне Мясниковой, исполнившей роль прекрасной феи в возрасте 47 лет. Феи возраста не имеют и благодаря своему поставленному голосу, прекрасной, немного театральной игре, добрая волшебница из "Золушки" запомнилась нам загадочной и эфемерной, какими и бывают настоящие чудеса.
На съемочной площадке "Золушке" Фаина Раневская и Варвара Мясникова были самыми большими знаменитостями. В амплуа Варвары Сергеевны были роли героических девушек, патриоток. Тем удивительнее ее сказочное превращение в фею из сказки Шварца.
Шварцу удалось передать кротость и силу духа Золушки, он привнес в сказку добрую иронию. Король чуть что, сразу в сердцах снимает свой парик и корону со словами, которые стали крылатыми: "Всё, ухожу в монастырь". Добрая фея, подшучивает сама над собой, когда делится с Золушкой о том, как феи умеют менять свой облик




Несмотря на то что «Золушка» вызвала всеобщее восхищение, сдача фильма художественному совету (в него входили и чиновники от кинематографии, и режиссёры, и актёры) шла довольно нервно.
- Иван Большаков, который в те годы был министром кинематографии СССР, выдвинул идеологические претензии, - вспоминает Эльдар Рязанов. -Почему это король в фильме получился не только положительным, но ему в уста ещё и оказалась вложена основная мораль фильма: о том, что никакое волшебство не сделает ножку маленькой, а сердце большим. «Что же это получается? - негодовал министр на обсуждении фильма. - У вас носителем правды, добра являются король, принц, а не народ
Но если короля из сказки выкинуть было довольно сложно, то с феей приёмная комиссия обошлась весьма сурово. Режиссёр задумывала её как женщину из другого мира, как персонаж очень модерновый: фея была шикарной дамой, она красиво курила длинные сигареты, вынимая их из портсигара. А паж красиво зажигал спички, поднося их к этим тонким сигаретам.
В окончательном варианте от феи остались только несколько общих планов и пара крупных портретов, на которых выделялись брови - по моде того времени они были выбриты в тонкую ниточку. Этот образ даже коллеги Мясниковой восприняли в штыки - ведь Варвара сыграла саму Анку-пулемётчицу! А боевая подруга Чапая не может выглядеть как кукла!


И все таки 1947 год фильм показали в Финляндии, в Австрии, 1948 во Франции, 1949 Швеция, 1951 в Японии. Кинопрокат (1947) — 18,27 млн зрителей (4-е место)

Самая красивая фея мирового кино!

Но все течет и изменяется. В 1955 Васильев получил назначение на должность директора киностудии «Ленфильм», встречает свою новую музу Галину Водяницкую сыгравшую роль Зои Космодемьянской в 1944г. И снимает ее в историко-революционном художественном фильме «В дни Октября»

Дорога на Ленфильм для Мясниковой закрыта. Варвары Сергеевны с дочерью уезжают в Москву.
В мае 1949 года Варвара Сергеевна была зачислена в штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактера, где состояла до 1959 года. На сцене театра участвовала в спектаклях «Глубокие корни» (Алиса) и «Остров мира» (диктор), а так же занималась общественной деятельностью в качестве секретаря партийной организации.
Одновременно с работой в кино и театре Мясникова вела концертную деятельность, гастролируя с артистическими бригадами по стране.
Дочь Варвара окончила химический факультет университета, работала химиком.
На экране актриса появилась еще пару раз в конце 50-х, сыграв мать Гринева в экранизации пушкинской «Капитанской дочки» и Любимовну в картине «Му-му» (по знаменитому произведению И.Тургенева).
Выйдя на пенсию, Варвара Сергеевна вела постоянную переписку с подругами из Ленинграда, а так же старалась раз в год их навещать. Все остальное время отдавала воспитанию внуков.
Умерла Варвара Сергеевна 22 апреля 1978 года в Москве.
Похоронена Варвара Мясникова на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга рядом с мамой и братом.



Актерские работы:
 Парижский сапожник (1928)
 Знойный принц (1928)
 Инженер Елагин (1928)
 Каан Кэрэдэ (1929)
 Человек с портфелем (1929)
 Обломок империи ("Господин фабком") (1929)
 Спящая красавица (1930)
 Лягавый (1930)
 Наши девушки (1931)
 Личное дело (1932)
 Чапаев (1934)
 Волочаевские дни (1937)
 Оборона Царицына (1-я серия) (1942)
 Оборона Царицына (2-я серия) (1942)
 Золушка (1947)
 Капитанская дочка (1958)
 Муму (1959)

Источники:
hthttp://tremasov.ucoz.ru/Myasnikova1.jpg
www.kino-teatr.ru;
http://tremasov.ucoz.ru
http://www.rusactors.ru
http://statehistory.ru/629/CHapaev--odna-vintovka-na-troikh-i-sovetskaya-propaganda/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments