Как складывались традиции новогодних и рождественских праздников в эпоху СССР? Билеты на елку в Дом культуры, мандарины и «Советское шампанское», а еще оливье, «Голубой огонек», бенгальские огни и поздравительные открытки родным и знакомым – все это хорошо знакомо каждому гражданину Страны Советов.
Подробности и самые интересные факты всесоветского торжества в новом фильме телекомпании «Мир». Рождество и Новый год – семейные праздники. Но в СССР такими они стали далеко не сразу. Люди жили в коммуналках, и отмечать праздник в своем, пусть даже семейном, углу было не принято. Так что собирались квартирами. До конца 1950-х существовала и другая практика – праздновать трудовым коллективом где-нибудь в ДК. И только в середине 1960-х с массовым появлением у граждан отдельных квартир Новый год в СССР обретает уютные семейные черты.
«Новый год по-советски» - это очередная серия хроники «Сделано в СССР». Бард Сергей Никитин рассказывает о том, как не сразу в СССР было принято устанавливать елку. Публицист Галина Иванкина развеивает миф о том, что до 1935 года эти праздники были у нас чуть ли не под запретом. «Все было сложнее, - говорит она. – Многие в эти годы продолжают отмечать Рождество и Новый год, но тайком. Потому что, несмотря на экономические послабления НЭПа советская власть не приветствует ряженое дерево, считая его религиозным пережитком. Но этих людей просто высмеивали, скажем на собрании. Как это, комсомолец отмечает поповский праздник? Но никакая ЧК за ними не охотилась».
Интересно, что после пары статей в «Правде» многие стеклодувные мастерские в СССР перепрофилировались с выпуска новогодних игрушек на продукцию медицинского и другого назначения. И когда в 1935 году «елочная традиция» опять вернулась к нам, страна испытывали дефицит игрушек.
«Разрешить отмечать Рождество в обществе, где активно насаждался атеизм, не представлялось возможным, - рассказывает доктор исторических наук Сергей Журавлев. – А вот вернуть Новый год Советской власти оказалось под силу». И тут же стали вспоминать известную историю, как Ленин в 1919 году устроил детям елку. Это сделалось любимой новогодней историей в 1930-50 годы.
Парадоксально или закономерно, но именно в 1937-38 годах начинают складываться именно советские традиции Нового года. Инициатором выступает И.Сталин. «Где будем делать главную елку», - спросил он якобы у своего окружения. И сразу огромные елки начали устанавливать в Парке Горького, возле гостиницы «Москва». А бал-маскарад для отличников был проведен в Колонном зале дома Союзов.
Первое время советские дети пугались бородатого Деда Мороза и рыдали, не понимая, кто он такой. Другое дело, когда на праздник приходит полярный летчик – персонаж знакомый и нестрашный.
Как и в прошлом фильме «Сладкая жизнь в СССР» историк и кулинар Ольга Сюткина расскажет о том, что готовили на эти праздники в семьях наших соотечественников.
В 1930-х нарком пищевой промышленности Анастас Микоян направлял десятки специалистов в Европу, Америку для того, что бы перенять опыт. В Голландию едет Дмитрий Гранников – будущий изобретатель сорта сыра «Советский», в Германию – Иван Пучков, изучивший там хлебопекарное производство и возглавивший потом московские хлебозаводы. А с Францией вообще связана история появления «Советского шампанского» - символа нашего процветания. Его доступность была вопросом политическим: дескать, каждый советский рабочий может купить напиток, который раньше могли себе позволить лишь «купцы, да графья». В общем, ЦК постановил наладить массовое производство шампанского. Но оно невозможно было без особого дрожжевого грибка, а его в России не было. И французы категорически отказывались продавать его нам. В 1936 году Микоян отправляет во Францию ученого-винодела Антона Фролова-Багреева – изучить винодельческие хозяйства Шампани. Что там в итоге произошло, история умалчивает, но сходя с поезда «Париж – Москва», советский ученый сжимал в кармане пиджака две пробирки с этой культурой. В дальнейшем Антон Михайлович стал главным шампанистом Наркомпищепрома, лауреатом Госпремии, профессором.
Шампанское, баночная ветчина – все вкусное, что удавалось купить в октябре-ноябре – все это оставлялось на Новый год. К брызгам такого изящного и буржуазного шампанского за праздничным столом примешивалась непременная легенда о том, что «советское шампанское – самое лучшее в мире». Была ли она мифом, или в те годы этот наш напиток был вполне «на высоте», - об это говорят эксперты и историки.
И, конечно, непременным атрибутом праздничного стола был салат «Оливье». Созданный в Москве французским поваром в 60-е годы XIX века он тогда включал каперсы, рябчиков, раковые шейки, даже черную икру. Но уже к концу 1930-х каперсы исчезают, а раки и рябчики становятся как-то редки. И вот в 1939 году шеф-повар ресторана «Москва» Григорий Ермилин создает салат «Столичный» – новую версию «Оливье», где вместо рябчиков используют курицу, каперсы заменяются зеленым горошком, а вареные раки – подходящей по цвету морковкой.
И, конечно, непременным атрибутом праздничного стола был салат «Оливье». Созданный в Москве французским поваром в 60-е годы XIX века он тогда включал каперсы, рябчиков, раковые шейки, даже черную икру. Но уже к концу 1930-х каперсы исчезают, а раки и рябчики становятся как-то редки. И вот в 1939 году шеф-повар ресторана «Москва» Григорий Ермилин создает салат «Столичный» – новую версию «Оливье», где вместо рябчиков используют курицу, каперсы заменяются зеленым горошком, а вареные раки – подходящей по цвету морковкой.
В общем, эти январские праздники были для каждого из наших соотечественников своими. Но в чем-то - очень общим, объединяющими.