f_passenger (f_passenger) wrote in cccp_foto,
f_passenger
f_passenger
cccp_foto

Categories:

«М» — значит «Москва»

Оригинал взят у f_passenger в «М» — значит «Москва»
Хотя Московский мотозавод проработал всего десять лет, в историю моторизации страны он вошел двумя памятными вехами: стал первым домом для М-72 и дал нам первый легкий мотоцикл массового производства – М-1А.

untitled_1[1]



Историю Московского мотозавода можно проследить до акционерного общества «Дукс», крупнейшего в дореволюционной России производителя мотоциклов (см. «Мото»№11-2013). После революции он был переименован в Государственный авиационный завод №1, а в 1929 году его решили избавить от непрофильных производств. Оборудование, на котором еще до революции делали велосипеды, было передано вновь образованному Московскому велозаводу.

m01_1[1]


Мотоцикл М-72 представлял собой весьма точную копию BMW R71, его документацию наши специалисты получили незадолго до войны. Всего за несколько месяцев был проделан большой труд по составлению рабочих чертежей, сверке их с деталями закупленных мотоциклов (как показывал опыт, размеры на бумаге и в металле далеко не всегда совпадали), приведению их в соответствие с нашими ГОСТами, подбору материалов, подготовке производства. В конструкции М-72 присутствовало немало технических особенностей, которые были внове не только для нашей, но и для мировой мотопромышленности: сварная рама из цельнотянутых труб переменного сечения, передняя телескопическая вилка с гидроамортизацией, задняя свечная подвеска. Двухцилиндровый оппозитный 750-кубовый двигатель развивал мощность 22 л.с., даже в послевоенной литературе про него писали: «Несмотря на нижнеклапанный механизм газораспределения, он может быть отнесен к разряду форсированных двигателей дорожного типа, так как степень сжатия, число оборотов и мощность его являются достаточно высокими». Практически все М-72, выпущенные во время Великой Отечественной войны, оборудовались боковыми колясками; на фото – мотоцикл, в коляске которого установлено противотанковое ружье.



Решительный поворот в судьбе завода произошел в 1940 году, когда стартовала программа по разработке и производству нового армейского мотоцикла – М-72. Головным предприятием по выпуску этой машины был назначен Московский велозавод, переименованный по этому случаю в мотозавод. На страницах нашего журнала мы не раз писали об истории М-72, так что не буду повторяться. Отмечу лишь, что в первый раз в истории советского мотопрома мотоцикл собирались выпускать по принципу широкой кооперации предприятий: мотозаводы в Москве, Ленинграде и Харькове отвечали за изготовление ходовой части и сборку машины, производством двигателя занялся автозавод ЗИС (а в перспективе – и новый завод в Киеве), коробки передач – автозавод имени КИМ (будущий АЗЛК), боковые коляски – завод в Карачарове и т.п.

Три первых М-72 собраны в марте 1941 года, и после показа в Кремле модель была утверждена к серийному производству. Но развернуть его удалось лишь в июле, когда уже началась Великая Отечественная война. Поначалу наше руководство надеялось, что врага удастся остановить у государственной границы, а затем и погнать назад, но вскоре стало ясно, что угроза нависла и над столицей – Москвой. Постановление Совета по эвакуации при СНК СССР о перебазировании ММЗ за Урал, в город Ирбит, вышло 21 октября 1941 года. Всего в Москве успели выпустить 1090 мотоциклов М-72.

На освободившихся заводских площадях уже в конце 1941 года наладили ремонт трофейных мотоциклов, а в следующем году – сборку полученных по ленд-лизу аппаратов. Первоначально планировалось вернуть оборудование из эвакуации, когда враг отступит от Москвы, но в 1942 году было принято решение оставить производство М-72 в Ирбите. Но часть конструкторов вернулась в Москву уже в 1944 году, и они принялись за разработку новых мотоциклов для послевоенного производства – на этот раз средней кубатуры. За образец вновь выбрали BMW, но теперь легкие одноцилиндровые модели. Летом 1945 года на Московском мотозаводе построили и испытали по два мотоцикла М-2А и М-2Б, различавшихся рабочим объемом двигателя (200 и 250 см³ соответственно).
m02_1[1]


Экспериментальный мотоцикл М-2А был построен в 1945 году по мотивам BMW R20: одноцилиндровый верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 192 см³, состыкованная с ним трехступенчатая коробка передач с ножным переключением, передача на заднее колесо валом, трубчатая рама с жесткой задней подвеской, передняя телескопическая вилка.



m03_1[1]


Мотоцикл М-2Б отличался от М-2А увеличенным до 247 см³ рабочим объемом двигателя. Кроме того, его цилиндр был не чугунным, а алюминиевым, с чугунной гильзой. Хотя обе машины по результатам испытаний были рекомендованы к серийному производству, они так и остались экспериментальными образцами.



Но в последний момент «наверху» решили иначе: в Москве постановили развернуть производство легкого мотоцикла DKW RT125. Выпускавший его завод в Цшопау оказался в Советской зоне оккупации, и по репарациям с него были вывезены техническая документация, оборудование и даже специалисты, в том числе и создатель RT125 Герман Вебер. Новый московский мотоцикл получил обозначение М-1А и собственное имя «Москва»; заводу была определена программа по выпуску 80 000 машин в год.

IMG_0703[1]


DKW RT125 был лучшим легким мотоциклом своего времени – что подтверждает тот факт, что после войны производство его копии освоили такие именитые компании, как британская BSA и американский Harley- Davidson. В СССР за его изготовление взялись два завода – в Москве (М-1А) и Коврове (К-125). Одноцилиндровый двухтактный двигатель (123 см³, 4,25 л.с.) имел возвратно-петлевую продувку – до войны патентом на эту разработку, характерную практически для всех современных двухтактных моторов, единолично владела компания DKW. Трехступенчатая коробка передач с ножным переключением – в едином блоке с двигателем. Силовой агрегат установлен в легкую трубчатую раму с жесткой задней подвеской и параллелограммной вилкой спереди.



Первый М-1А был собран в мае 1946 года, серийное производство началось в октябре. Завод постоянно наращивал выпуск, освоив с 1947 года также изготовление спортивных вариантов. Но в 1950 году было принято решение полностью перепрофилировать предприятие, а все мотоциклетное производство передать в Минск. Демонтаж оборудования был завершен к июлю 1951 года, к тому времени завод успел выпустить 91 506 мотоциклов М-1А, в том числе 252 спортивных. Сейчас на месте ММЗ расположены корпуса ОАО «Корпорация «Комета», о былом напоминает лишь его адрес – улица Велозаводская, 5.

m05_1[1]


В 1947 году разработан гоночный мотоцикл М-1Е. Ежегодно завод выпускал около сотни таких машин – можно себе представить масштабы советского послевоенного мотоспорта, если учесть, что 125-кубовые спортивные мотоциклы выпускали также в Коврове и Серпухове. Видимо, наши бывшие военные летчики, в отличие от американских, пошли не в байкеры (попробовали бы!), а в мотогонщики. За счет увеличения степени сжатия, подбора фаз газораспределения и установки системы свободного выпуска мощность двигателя увеличена до 7,5 л.с. при работе на стандартном бензине и 10 л.с. – на спиртовом топливе. На базе М-1Е разработаны экспериментальные машины с наддувом, жидкостным охлаждением и даже с четырехтактным верхнеклапанным двигателем.



Untitled-178[1]


Последняя разработка московских конструкторов – кроссовый мотоцикл М-1В, 1951 год. На нем применены передняя телескопическая вилка и маятниковая подвеска заднего колеса. Но в серии эти новшества получили уже минские мотоциклы.




Найдено здесь.

Tags: 50-60е, Москва, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments