ПАО «КАМАЗ» (kamaz) wrote in cccp_foto,
ПАО «КАМАЗ»
kamaz
cccp_foto

Categories:

Из книги «Утро КамАЗа»

Оригинал взят у kamaz в Из книги «Утро КамАЗа»
В 1974 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Утро КамАЗа», в которой рассказывалось о начальном этапе строительства камского автогиганта. Сегодня мы знакомим вас с фотографиями напечатанными в этой книге. Это настоящий документ эпохи: архитектурные черты юного города, лица людей, строивших заводы «КАМАЗа» и возводивших Набережные Челны говорят красноречивее любых слов. Город и заводы строились с энтузиазмом, радостью и задором. Подписи под фотографиями - взяты из книги. Прочтите их - это говорит с нами незабываемое прошлое.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
К тому времени, когда этот смешливый «камазёнок» вступит во взрослую жизнь, стройка в Набережных Челнах станет уже легендарной — о ней будут говорить так же, как ныне мы говорим о далёких героических Днепрогэсе, Комсомольске-на-Амуре, Магнитке...

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Великая традиция всех великих строек в нашей стране — первыми на них едут воспитанники Ленинского комсомола. Один из сотен рекордов Набережных Челнов — средний возраст строителей. Он равен 23 годам. Это значит, что «среднестатистический» строитель КамАЗа на два года моложе тех, кто осваивает богатства «Тюменской державы», на четыре года моложе строителей Братска.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Набережные Челны — стройка эпохи научно-технической революции. Тысячи автомобилей, тракторов, бульдозеров, сотни мощнейших кранов, экскаваторов, электронно-счётные машины. Новейшие методы закладки фундаментов заводов, монтажа корпусов, организации труда... Всё это стало реальностью благодаря высокому уровню профессиональной подготовки тысяч молодых монтажников, строителей, механизаторов.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Комсорг «стройки № 1» девятой пятилетки Юрий Титов. Приехал в Набережные Челны, когда здесь все только начиналось. Создавал низовые комсомольские ячейки, сколачивал первые молодежные бригады, организовывал знаменитые здесь комсомольские воскресники. Заочно окончил институт. Стал партийным работником. «КамАЗ — моя судьба». Теперь транспаранты с этими словами можно увидеть на многих улицах и стройплощадках Набережных Челнов. Первым их сказал Юрий Титов: так называлась его статья в газете «Комсомольская правда», после которой на стройку приехали сотни, а может быть, и тысячи юношей и девушек.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Один из руководителей стройки — Евгений Никанорович Батенчук. В Набережных Челнах его называют «сам Батенчук». Строил, воевал, снова строил. За плечами Братск, алмазная промышленность Якутии, Усть-Илим. Его распоряжения приводят в движение десятки тысяч людей и ценности в миллионы рублей. Но он умудряется найти время и для того, чтобы побывать у рабочего на новоселье, «пофилософствовать» в обеденный перерыв в молодежной бригаде или лично разобраться в неполадках в ее снабжении. Суровый вид и добродушие в отношении к людям, строгость в деле и умение быть подлинным товарищем молодого рабочего.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Братск начинался с палаток. Набережные Челны — с современных домов со всеми удобствами.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Всё начинается с отдела кадров. Здесь приезжающие в Набережные Челны получают направления на работу, в общежитие, здесь становятся они строителями КамАЗа.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Строители по прошлому опыту знают: самые долговечные постройки — «времянки». В Набережных Челнах строят капитально и современно. Широкие улицы, современные дороги с эстакадами-развязками, совершенные виды городского транспорта. Когда строительство города будет завершено, из любой точки до автозавода можно будет добраться максимум за полчаса. А пока по вечерам на улицах полноправно властвует пешеход: молодежь не домосед, ее тянет на улицу. Больше всего здесь любят гулять по первой «настоящей улице» новых Челнов — проспекту Гидростроителей.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Последними с любого объекта уходят отделочники. Они завершают труд сотен людей множества других профессий. В Набережных Челнах около 70 процентов отделочников — молодёжь.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Строка в анкете «строил КамАЗ» — это характеристика, которая не требует эпитетов. А быть первыми среди первых, победителями соревнования среди тех, кто находится на передней линии девятой пятилетки, — это уже не просто строка биографии, это этап жизни. Парни из бригады Раиса Салахова становились победителями многократно.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Виктор Филимонов прибыл в Набережные Челны «обыкновенным» строителем. Здесь он стал бригадиром, первым в Челнах возводил высотный 12-этажный дом, поступил заочником в строительный институт, стал членом Татарского обкома партии.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Бригадир бетонщиков Виктор Шатунов приехал на строительство КамАЗа ничем не приметным парнем. Среди приятелей отличался разве что тем, что играл на трубе и снимал любительской кинокамерой. Строительной специальности не имел. Но стройка раскрывает характеры. Воля, трудолюбие, доброжелательность в отношении к людям и неугомонная жизнерадостность сделали Шатунова на стройке звездой первой величины. О нем пишут в газетах, рассказывают по телевидению и в хроникальных фильмах. Он представлял стройку на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Вазых Мавликов тоже приехал в Набережные Челны ничем не приметным парнем. Сейчас его знают по всей стране. Его бригаде каменщиков поручают наиболее ответственные дела, она признана в 1972 году лучшей по Министерству энергетики СССР.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Одну из известных на стройке бригад электромонтажников возглавляют два брата-близнеца: бригадир Геннадий Чесноков и комсорг бригады Александр Чесноков.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Бригадир каменщиков Александр Клюев — соперник Вазыха Мавликова. Борьба двух бригад на стройплощадках идет с переменным успехом. Похоже, что побежденного в этом состязании не будет.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Надя Клашникова — комсорг бригады Надежды Быковой — главного конкурента коллектива, возглавляемого братьями Чесноковыми.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
У первого секретаря Набережночелнинского горкома партии Раиса Киямовича Беляева пристрастное отношение к молодежи и ее вожакам. Совсем недавно он возглавлял Татарскую областную комсомольскую организацию. Огромный опыт комсомольской работы, кипучий темперамент, решительность характера и аналитический склад ума сделали его кумиром молодых строителей КамАЗа.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Секретарь комсомольской организации одного из трестов, секретарь комитета комсомола монтажников, начальник комсомольского штаба стройки, секретарь парткома домостроительного комбината — такова челнинская биография одного из самых популярных комсоргов КамАЗа, Юрия Петрушина.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Первый секретарь Набережночелнинского горкома комсомола Валерий Кузьмин. Работал мастером, начальником участка, руководителем отдела НОТ на заводе. В Набережные Челны отправился на должность инженера. Но стал комсомольским работником. Теперь он работает в Казани секретарем обкома ВЛКСМ. Мечтает со временем вернуться: «Без Набережных Челнов я теперь уже не могу».

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Лейла Валидова — секретарь горкома комсомола по пропаганде. Комсомольские кружки политического просвещения, фестивали, молодежные клубы, азартные состязания клубов веселых и находчивых — ее детища.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Инженера-авиатора Юлию Пронину монтажники избрали своим комсомольским вожаком.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Набережные Челны стали Меккой писателей, художников, кинематографистов.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
В центре Набережных Челнов вырастет громадный комплекс общественных зданий: три театра, Дворец культуры, музыкальная школа, цирк, институты. А пока молодежь занимается художественной самодеятельностью в красных уголках, в школьных классах, а то и в прорабских вагончиках.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Молодежная стройка — значит новые семьи, тысячи свадеб и тысячи новорожденных «камазят».

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Пионеры отчитываются на городской линейке в том, как они участвуют в строительстве автогиганта.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Бульдозерист Василий Горев — обладатель приза журнала «Молодой коммунист» «Красная гвоздика».

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
У каждого класса набережночелнинских школ есть шеф — бригада строителей. Первого сентября занятия в школах начинаются со встречи с теми, кто строит КамАЗ. К ребятам приходят руководители стройки и города, специалисты, бригадиры, лучшие рабочие. Это стало одной из традиций «стройки № 1».

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Набережные Челны растут на берегу одной из самых красивых рек России — Камы. В знаменитом шишкинском бору вырастут пансионаты и дома отдыха, через реку перешагнет мост, ее перережет, образовав искусственное море, плотина гидроэлектростанции. А пока на отдых челнинцы переправляются на пароме.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год
Первенец КамАЗа — РИЗ, ремонтно-инструментальный завод. Он первым из комплекса заводов вступил в строй. Строитель передал эстафету рабочему-станочнику.

«Утро КамАЗа», издательство «Молодая гвардия», 1974 год

Весной 1973 года в Набережных Челнах открылся музей строительства КамАЗа. Здесь собраны официальные документы, фотографии, дневники, вырезки из газет и журналов, «молнии» и стенгазеты...

Мы начали нашу книгу с первого дня строительства гигантского комплекса заводов на Каме. Его героем был экскаваторщик Михаил Носков, вынувший первый ковш грунта, — с этого началась стройка.
Мы завершаем наш рассказ о строителях КамАЗа строками из «Летописи», которая хранится в новорожденном музее:
«Первый токарный станок на первом из комплекса заводов по производству грузовиков — РИЗе запустил токарь Михаил Иванкевич».
Первая деталь будущего автомобиля была изготовлена через месяц здесь же, на РИЗе. Электросварщик Алексей Молодцов сварил опору задней рессоры и передал ее фрезеровщику Геннадию Афонину. Фрезеровка пазов была выполнена, по общему признанию, на «отлично». Затем деталь передали в распоряжение токаря Николая Ягуткина: он растачивал отверстия «ушка». А от него эстафету принял слесарь-инструментальщик Александр Киреев. Наконец, первая деталь легла на стол для всеобщего обозрения. И, как рассказывают очевидцы, разглядывали ее с любопытством и почтением. А ведь обычная опора, каких будет миллионы.
...В дни, когда мы заканчивали работу над этой книгой, на первенце КамАЗа уже работало две тысячи станков! В очередную смену выходили мастера, начальники участков, рабочие. К концу 1973 года это уже было огромное предприятие: здесь трудилось около шести тысяч рабочих. На одном из участков громадного фронта сооружения промышленного комплекса на смену строителям пришли заводчане. И на этом завершилось утро КамАЗа.
В жизни стройки начался новый этап.


Tags: 70-80е, Россия, автомобили, строительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments