В 1974 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Утро КамАЗа», в которой рассказывалось о начальном этапе строительства камского автогиганта. Сегодня мы знакомим вас с фотографиями напечатанными в этой книге. Это настоящий документ эпохи: архитектурные черты юного города, лица людей, строивших заводы «КАМАЗа» и возводивших Набережные Челны говорят красноречивее любых слов. Город и заводы строились с энтузиазмом, радостью и задором. Подписи под фотографиями - взяты из книги. Прочтите их - это говорит с нами незабываемое прошлое.


К тому времени, когда этот смешливый «камазёнок» вступит во взрослую жизнь, стройка в Набережных Челнах станет уже легендарной — о ней будут говорить так же, как ныне мы говорим о далёких героических Днепрогэсе, Комсомольске-на-Амуре, Магнитке...

Великая традиция всех великих строек в нашей стране — первыми на них едут воспитанники Ленинского комсомола. Один из сотен рекордов Набережных Челнов — средний возраст строителей. Он равен 23 годам. Это значит, что «среднестатистический» строитель КамАЗа на два года моложе тех, кто осваивает богатства «Тюменской державы», на четыре года моложе строителей Братска.

Набережные Челны — стройка эпохи научно-технической революции. Тысячи автомобилей, тракторов, бульдозеров, сотни мощнейших кранов, экскаваторов, электронно-счётные машины. Новейшие методы закладки фундаментов заводов, монтажа корпусов, организации труда... Всё это стало реальностью благодаря высокому уровню профессиональной подготовки тысяч молодых монтажников, строителей, механизаторов.

Комсорг «стройки № 1» девятой пятилетки Юрий Титов. Приехал в Набережные Челны, когда здесь все только начиналось. Создавал низовые комсомольские ячейки, сколачивал первые молодежные бригады, организовывал знаменитые здесь комсомольские воскресники. Заочно окончил институт. Стал партийным работником. «КамАЗ — моя судьба». Теперь транспаранты с этими словами можно увидеть на многих улицах и стройплощадках Набережных Челнов. Первым их сказал Юрий Титов: так называлась его статья в газете «Комсомольская правда», после которой на стройку приехали сотни, а может быть, и тысячи юношей и девушек.



Один из руководителей стройки — Евгений Никанорович Батенчук. В Набережных Челнах его называют «сам Батенчук». Строил, воевал, снова строил. За плечами Братск, алмазная промышленность Якутии, Усть-Илим. Его распоряжения приводят в движение десятки тысяч людей и ценности в миллионы рублей. Но он умудряется найти время и для того, чтобы побывать у рабочего на новоселье, «пофилософствовать» в обеденный перерыв в молодежной бригаде или лично разобраться в неполадках в ее снабжении. Суровый вид и добродушие в отношении к людям, строгость в деле и умение быть подлинным товарищем молодого рабочего.


Братск начинался с палаток. Набережные Челны — с современных домов со всеми удобствами.


Всё начинается с отдела кадров. Здесь приезжающие в Набережные Челны получают направления на работу, в общежитие, здесь становятся они строителями КамАЗа.


Строители по прошлому опыту знают: самые долговечные постройки — «времянки». В Набережных Челнах строят капитально и современно. Широкие улицы, современные дороги с эстакадами-развязками, совершенные виды городского транспорта. Когда строительство города будет завершено, из любой точки до автозавода можно будет добраться максимум за полчаса. А пока по вечерам на улицах полноправно властвует пешеход: молодежь не домосед, ее тянет на улицу. Больше всего здесь любят гулять по первой «настоящей улице» новых Челнов — проспекту Гидростроителей.

Последними с любого объекта уходят отделочники. Они завершают труд сотен людей множества других профессий. В Набережных Челнах около 70 процентов отделочников — молодёжь.


Строка в анкете «строил КамАЗ» — это характеристика, которая не требует эпитетов. А быть первыми среди первых, победителями соревнования среди тех, кто находится на передней линии девятой пятилетки, — это уже не просто строка биографии, это этап жизни. Парни из бригады Раиса Салахова становились победителями многократно.

Виктор Филимонов прибыл в Набережные Челны «обыкновенным» строителем. Здесь он стал бригадиром, первым в Челнах возводил высотный 12-этажный дом, поступил заочником в строительный институт, стал членом Татарского обкома партии.

Бригадир бетонщиков Виктор Шатунов приехал на строительство КамАЗа ничем не приметным парнем. Среди приятелей отличался разве что тем, что играл на трубе и снимал любительской кинокамерой. Строительной специальности не имел. Но стройка раскрывает характеры. Воля, трудолюбие, доброжелательность в отношении к людям и неугомонная жизнерадостность сделали Шатунова на стройке звездой первой величины. О нем пишут в газетах, рассказывают по телевидению и в хроникальных фильмах. Он представлял стройку на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине.

Вазых Мавликов тоже приехал в Набережные Челны ничем не приметным парнем. Сейчас его знают по всей стране. Его бригаде каменщиков поручают наиболее ответственные дела, она признана в 1972 году лучшей по Министерству энергетики СССР.

Одну из известных на стройке бригад электромонтажников возглавляют два брата-близнеца: бригадир Геннадий Чесноков и комсорг бригады Александр Чесноков.

Бригадир каменщиков Александр Клюев — соперник Вазыха Мавликова. Борьба двух бригад на стройплощадках идет с переменным успехом. Похоже, что побежденного в этом состязании не будет.

Надя Клашникова — комсорг бригады Надежды Быковой — главного конкурента коллектива, возглавляемого братьями Чесноковыми.

У первого секретаря Набережночелнинского горкома партии Раиса Киямовича Беляева пристрастное отношение к молодежи и ее вожакам. Совсем недавно он возглавлял Татарскую областную комсомольскую организацию. Огромный опыт комсомольской работы, кипучий темперамент, решительность характера и аналитический склад ума сделали его кумиром молодых строителей КамАЗа.

Секретарь комсомольской организации одного из трестов, секретарь комитета комсомола монтажников, начальник комсомольского штаба стройки, секретарь парткома домостроительного комбината — такова челнинская биография одного из самых популярных комсоргов КамАЗа, Юрия Петрушина.

Первый секретарь Набережночелнинского горкома комсомола Валерий Кузьмин. Работал мастером, начальником участка, руководителем отдела НОТ на заводе. В Набережные Челны отправился на должность инженера. Но стал комсомольским работником. Теперь он работает в Казани секретарем обкома ВЛКСМ. Мечтает со временем вернуться: «Без Набережных Челнов я теперь уже не могу».

Лейла Валидова — секретарь горкома комсомола по пропаганде. Комсомольские кружки политического просвещения, фестивали, молодежные клубы, азартные состязания клубов веселых и находчивых — ее детища.

Инженера-авиатора Юлию Пронину монтажники избрали своим комсомольским вожаком.

Набережные Челны стали Меккой писателей, художников, кинематографистов.

В центре Набережных Челнов вырастет громадный комплекс общественных зданий: три театра, Дворец культуры, музыкальная школа, цирк, институты. А пока молодежь занимается художественной самодеятельностью в красных уголках, в школьных классах, а то и в прорабских вагончиках.

Молодежная стройка — значит новые семьи, тысячи свадеб и тысячи новорожденных «камазят».

Пионеры отчитываются на городской линейке в том, как они участвуют в строительстве автогиганта.

Бульдозерист Василий Горев — обладатель приза журнала «Молодой коммунист» «Красная гвоздика».

У каждого класса набережночелнинских школ есть шеф — бригада строителей. Первого сентября занятия в школах начинаются со встречи с теми, кто строит КамАЗ. К ребятам приходят руководители стройки и города, специалисты, бригадиры, лучшие рабочие. Это стало одной из традиций «стройки № 1».

Набережные Челны растут на берегу одной из самых красивых рек России — Камы. В знаменитом шишкинском бору вырастут пансионаты и дома отдыха, через реку перешагнет мост, ее перережет, образовав искусственное море, плотина гидроэлектростанции. А пока на отдых челнинцы переправляются на пароме.

Первенец КамАЗа — РИЗ, ремонтно-инструментальный завод. Он первым из комплекса заводов вступил в строй. Строитель передал эстафету рабочему-станочнику.



К тому времени, когда этот смешливый «камазёнок» вступит во взрослую жизнь, стройка в Набережных Челнах станет уже легендарной — о ней будут говорить так же, как ныне мы говорим о далёких героических Днепрогэсе, Комсомольске-на-Амуре, Магнитке...

Великая традиция всех великих строек в нашей стране — первыми на них едут воспитанники Ленинского комсомола. Один из сотен рекордов Набережных Челнов — средний возраст строителей. Он равен 23 годам. Это значит, что «среднестатистический» строитель КамАЗа на два года моложе тех, кто осваивает богатства «Тюменской державы», на четыре года моложе строителей Братска.

Набережные Челны — стройка эпохи научно-технической революции. Тысячи автомобилей, тракторов, бульдозеров, сотни мощнейших кранов, экскаваторов, электронно-счётные машины. Новейшие методы закладки фундаментов заводов, монтажа корпусов, организации труда... Всё это стало реальностью благодаря высокому уровню профессиональной подготовки тысяч молодых монтажников, строителей, механизаторов.

Комсорг «стройки № 1» девятой пятилетки Юрий Титов. Приехал в Набережные Челны, когда здесь все только начиналось. Создавал низовые комсомольские ячейки, сколачивал первые молодежные бригады, организовывал знаменитые здесь комсомольские воскресники. Заочно окончил институт. Стал партийным работником. «КамАЗ — моя судьба». Теперь транспаранты с этими словами можно увидеть на многих улицах и стройплощадках Набережных Челнов. Первым их сказал Юрий Титов: так называлась его статья в газете «Комсомольская правда», после которой на стройку приехали сотни, а может быть, и тысячи юношей и девушек.



Один из руководителей стройки — Евгений Никанорович Батенчук. В Набережных Челнах его называют «сам Батенчук». Строил, воевал, снова строил. За плечами Братск, алмазная промышленность Якутии, Усть-Илим. Его распоряжения приводят в движение десятки тысяч людей и ценности в миллионы рублей. Но он умудряется найти время и для того, чтобы побывать у рабочего на новоселье, «пофилософствовать» в обеденный перерыв в молодежной бригаде или лично разобраться в неполадках в ее снабжении. Суровый вид и добродушие в отношении к людям, строгость в деле и умение быть подлинным товарищем молодого рабочего.


Братск начинался с палаток. Набережные Челны — с современных домов со всеми удобствами.


Всё начинается с отдела кадров. Здесь приезжающие в Набережные Челны получают направления на работу, в общежитие, здесь становятся они строителями КамАЗа.


Строители по прошлому опыту знают: самые долговечные постройки — «времянки». В Набережных Челнах строят капитально и современно. Широкие улицы, современные дороги с эстакадами-развязками, совершенные виды городского транспорта. Когда строительство города будет завершено, из любой точки до автозавода можно будет добраться максимум за полчаса. А пока по вечерам на улицах полноправно властвует пешеход: молодежь не домосед, ее тянет на улицу. Больше всего здесь любят гулять по первой «настоящей улице» новых Челнов — проспекту Гидростроителей.

Последними с любого объекта уходят отделочники. Они завершают труд сотен людей множества других профессий. В Набережных Челнах около 70 процентов отделочников — молодёжь.


Строка в анкете «строил КамАЗ» — это характеристика, которая не требует эпитетов. А быть первыми среди первых, победителями соревнования среди тех, кто находится на передней линии девятой пятилетки, — это уже не просто строка биографии, это этап жизни. Парни из бригады Раиса Салахова становились победителями многократно.

Виктор Филимонов прибыл в Набережные Челны «обыкновенным» строителем. Здесь он стал бригадиром, первым в Челнах возводил высотный 12-этажный дом, поступил заочником в строительный институт, стал членом Татарского обкома партии.

Бригадир бетонщиков Виктор Шатунов приехал на строительство КамАЗа ничем не приметным парнем. Среди приятелей отличался разве что тем, что играл на трубе и снимал любительской кинокамерой. Строительной специальности не имел. Но стройка раскрывает характеры. Воля, трудолюбие, доброжелательность в отношении к людям и неугомонная жизнерадостность сделали Шатунова на стройке звездой первой величины. О нем пишут в газетах, рассказывают по телевидению и в хроникальных фильмах. Он представлял стройку на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине.

Вазых Мавликов тоже приехал в Набережные Челны ничем не приметным парнем. Сейчас его знают по всей стране. Его бригаде каменщиков поручают наиболее ответственные дела, она признана в 1972 году лучшей по Министерству энергетики СССР.

Одну из известных на стройке бригад электромонтажников возглавляют два брата-близнеца: бригадир Геннадий Чесноков и комсорг бригады Александр Чесноков.

Бригадир каменщиков Александр Клюев — соперник Вазыха Мавликова. Борьба двух бригад на стройплощадках идет с переменным успехом. Похоже, что побежденного в этом состязании не будет.

Надя Клашникова — комсорг бригады Надежды Быковой — главного конкурента коллектива, возглавляемого братьями Чесноковыми.

У первого секретаря Набережночелнинского горкома партии Раиса Киямовича Беляева пристрастное отношение к молодежи и ее вожакам. Совсем недавно он возглавлял Татарскую областную комсомольскую организацию. Огромный опыт комсомольской работы, кипучий темперамент, решительность характера и аналитический склад ума сделали его кумиром молодых строителей КамАЗа.

Секретарь комсомольской организации одного из трестов, секретарь комитета комсомола монтажников, начальник комсомольского штаба стройки, секретарь парткома домостроительного комбината — такова челнинская биография одного из самых популярных комсоргов КамАЗа, Юрия Петрушина.

Первый секретарь Набережночелнинского горкома комсомола Валерий Кузьмин. Работал мастером, начальником участка, руководителем отдела НОТ на заводе. В Набережные Челны отправился на должность инженера. Но стал комсомольским работником. Теперь он работает в Казани секретарем обкома ВЛКСМ. Мечтает со временем вернуться: «Без Набережных Челнов я теперь уже не могу».

Лейла Валидова — секретарь горкома комсомола по пропаганде. Комсомольские кружки политического просвещения, фестивали, молодежные клубы, азартные состязания клубов веселых и находчивых — ее детища.

Инженера-авиатора Юлию Пронину монтажники избрали своим комсомольским вожаком.

Набережные Челны стали Меккой писателей, художников, кинематографистов.

В центре Набережных Челнов вырастет громадный комплекс общественных зданий: три театра, Дворец культуры, музыкальная школа, цирк, институты. А пока молодежь занимается художественной самодеятельностью в красных уголках, в школьных классах, а то и в прорабских вагончиках.

Молодежная стройка — значит новые семьи, тысячи свадеб и тысячи новорожденных «камазят».

Пионеры отчитываются на городской линейке в том, как они участвуют в строительстве автогиганта.

Бульдозерист Василий Горев — обладатель приза журнала «Молодой коммунист» «Красная гвоздика».

У каждого класса набережночелнинских школ есть шеф — бригада строителей. Первого сентября занятия в школах начинаются со встречи с теми, кто строит КамАЗ. К ребятам приходят руководители стройки и города, специалисты, бригадиры, лучшие рабочие. Это стало одной из традиций «стройки № 1».

Набережные Челны растут на берегу одной из самых красивых рек России — Камы. В знаменитом шишкинском бору вырастут пансионаты и дома отдыха, через реку перешагнет мост, ее перережет, образовав искусственное море, плотина гидроэлектростанции. А пока на отдых челнинцы переправляются на пароме.

Первенец КамАЗа — РИЗ, ремонтно-инструментальный завод. Он первым из комплекса заводов вступил в строй. Строитель передал эстафету рабочему-станочнику.

Весной 1973 года в Набережных Челнах открылся музей строительства КамАЗа. Здесь собраны официальные документы, фотографии, дневники, вырезки из газет и журналов, «молнии» и стенгазеты...
Мы начали нашу книгу с первого дня строительства гигантского комплекса заводов на Каме. Его героем был экскаваторщик Михаил Носков, вынувший первый ковш грунта, — с этого началась стройка.
Мы начали нашу книгу с первого дня строительства гигантского комплекса заводов на Каме. Его героем был экскаваторщик Михаил Носков, вынувший первый ковш грунта, — с этого началась стройка.
Мы завершаем наш рассказ о строителях КамАЗа строками из «Летописи», которая хранится в новорожденном музее:
«Первый токарный станок на первом из комплекса заводов по производству грузовиков — РИЗе запустил токарь Михаил Иванкевич».
Первая деталь будущего автомобиля была изготовлена через месяц здесь же, на РИЗе. Электросварщик Алексей Молодцов сварил опору задней рессоры и передал ее фрезеровщику Геннадию Афонину. Фрезеровка пазов была выполнена, по общему признанию, на «отлично». Затем деталь передали в распоряжение токаря Николая Ягуткина: он растачивал отверстия «ушка». А от него эстафету принял слесарь-инструментальщик Александр Киреев. Наконец, первая деталь легла на стол для всеобщего обозрения. И, как рассказывают очевидцы, разглядывали ее с любопытством и почтением. А ведь обычная опора, каких будет миллионы.
...В дни, когда мы заканчивали работу над этой книгой, на первенце КамАЗа уже работало две тысячи станков! В очередную смену выходили мастера, начальники участков, рабочие. К концу 1973 года это уже было огромное предприятие: здесь трудилось около шести тысяч рабочих. На одном из участков громадного фронта сооружения промышленного комплекса на смену строителям пришли заводчане. И на этом завершилось утро КамАЗа.
В жизни стройки начался новый этап.