Фотографии разных лет со стадиона "Строитель" в Тольятти, где проходят гонки по спидвею. Теперь это Спортивно-технический комплекс имени Анатолия Степанова – уникальное сооружение не только в Самарской области, но и во всей Европе.
В ящике со старыми фотографиями случайно нашёл рулончик чёрно-белых негативов. Качество оставляет желать лучшего, но рад, что сохранилось хоть это. Кадры, снятые "Сменой-8М" на стадионе "Строитель" в 1986 году. В тот год я впервые попал на гонки по спидвею. Также фото 1995, 2000 и других годов. Некоторые фото взяты с разных источников.
Построенный в начале 60-х стадион "Строитель" принадлежал Куйбышевгидрострою, одной из крупнейших строительных организаций в Волжском регионе. Он был торжественно открыт в мае 1963 года. Кроме футбольного поля и беговой дорожки на стадионе находился стрелковый тир, авиамодельный и радиокружок, курсы водителей и мотоциклистов. А в 1967 году при спортивно-техническом клубе ДОСААФ Куйбышевгидростроя создаётся команда "Жигули", первым тренером которой стал Юрий Павлович Петров. И в том же 1967 году команда становится участницей чемпионата СССР по спидвею в классе "Б".
Ныне существующее здание обшитое белым сайдингом, самое старое строение, которое осталось от стадиона "Строитель". В 60-х годах оно являлось административным зданием стадиона. В то время администрация стадиона никакого отношения к СТК "Жигули" и спидвею не имела. Гонщики команды ютились в нескольких боксах под трибунами, а руководство вообще располагалось в городе в выделенных помещениях общежития. Проведение тренировок и соревнований приходилось каждый раз согласовывать с администрацией стадиона, так как существовал извечный конфликт футбольного поля и трека. И только позже, когда СТК "Жигули" стал набирать силу, "Куйбышевгидростроем" на стадионе была произведена реконструкция. В результате чего появилось своё административное здание, раздевалки для спортсменов и боксы для мотоциклов. Вскоре и весь стадион отошёл только к техническим видам спорта.
Фото 1. Гонки на стадионе "Строитель", конец 60-х годов. За лесом видна гора Отважная.
Фото 2. 1986. В те годы старт и комментаторская будка находились со стороны здания управления Куйбышевгидростроя. На противоположную сторону старт был перенесён уже при Алике Гасанове в 1994 году.
Фото 3. 1986. Взрослый билет стоил 1руб. 40 коп; детский - 50 копеек. На спидвей шли целыми компаниями, заводскими бригадами. Прийти старались пораньше, чтобы занять места поближе к старту. На поворотах садились самые отчаянные. На виражах мелкая гарь из-под колёс мотоциклов долетела до верхних рядов.
Фото 4. 1986. Моторный парк.
Фото 5.1986. Предстартовая подготовка мотоциклов.
Фото 6. 1986. Гонщик команды "Нефтяник" из Октябрьска Вячеслав Кочергин.
Фото 7. 1986. Гонщик команды "Нефтяник" Флюр Калиму́ллин.
Фото 8. 1986. Здание администрации стадиона и плакат ДОСААФ СССР.
Фото 9. 1986. С 1977 года в Тольятти стали проходить не только летние гаревые гонки, но и зимние на льду. В 1986 году тренером команды "Жигули" стал Анатолий Бондаренко, звезда первой величины в гонках на ледяной дорожке не только в СССР, но и в мире. Я лично знаком с ним. Это весёлый и общительный человек. За годы спидвейной карьеры на нём, вероятно, не осталось ни одного здорового места. Хотелось бы сделать небольшое отступление и подробнее рассказать о нём.
Фото 10.
В 19 лет он стал заниматься мотоболом, играя на позиции вратаря, затем мотокроссом. В 1968 году принимал участие в первенстве Оренбуржской области по спидвею на льду, где получил травмы и попал в больницу.
В 1974 году Анатолий Бондаренко впервые был зачислен в состав сборной СССР по спидвею на льду. В 1979 году он выиграл все возможные золотые медали: стал одновременно чемпионом мира и СССР как в личном, так в и командном первенстве, а также чемпионом РСФСР. В сборной также выступал его брат Николай, с которым они и победили в командном зачёте и который стал серебряным призёром в личном. В финале личного чемпионата мира Анатолий, сражаясь против лучших гонщиков планеты, набрал 30 очков из 30 возможных.
В 1980 году Анатолий Бондаренко ещё раз победил в обоих видах чемпионата мира. В дальнейшем ещё трижды становился чемпионом СССР.
Всего за спортивную карьеру выиграл 36 медалей различного достоинства.
Параллельно с выступлениями на льду принимал участие и в традиционном спидвее, где являлся одним из лидеров команды «Жигули».
Сейчас Анатолий Николаевич Бондаренко проживает в Германии.
Фото 11. 1986.
Фото 12. 1986. Гонщик "Нефтяника" Флюр Калиму́ллин готов к старту.Чтобы зрителям с трибун было удобнее различать гонщиков, каждому надевается цветной нашлемник. На "Строителе" хозяева всегда в красном и синем нашлемниках, а команде гостей достаются жёлтый и белый.
Фото 13. 1986. Флюр Калиму́ллин - советский и российский спидвейный гонщик, чемпион России и вице-чемпион СССР в командном зачёте, вице-чемпион России и чемпион Украины в личном зачёте.
Фото 14. 1986.
Фото 15. 1986. Редкое фото Рината Марданшина в форме команды "Жигули". Этот знаменитый гонщик Октябрьского "Нефтяника" (в последствии команда "Лукойл"), в 1986-1987 годах проходил воинскую службу в Приволжском округе и был зачислен в состав клуба «Жигули». 19 января 2005 года после успешной операции по снятию с ключицы пластины, закреплявшей полученную травму, скоропостижно скончался от обширного инфаркта. В память о гонщике в Октябрьском ежегодно проводится Мемориал Рината Марданшина.
Фото 16. 1986. Выезд с моторного парка на трек. Гонщики команды "Сигнал" из города Ровно.
Фото 17. 1986.
Фото 18. 1986. Зрителей от трека отделял лишь деревянный забор. Милиционеры гоняли мальчишек, любящих залезать на него.
Фото 19. 1986. В 80-е годы трековые мотогонки проходили в два дня. В первый день - командная гонка, на второй день - личная.
Правила спидвея или гонки на гаревой дорожке просты: две команды; 15 заездов; пара гонщиков от каждой команды стартует в каждом заезде, 4 круга в каждом. На финише гонщики приносят в копилку своей команды: 3 очка за победу, 2 очка за второе место и 1 - за третье. Последний не получает ничего. Часто добавляются 2, а то и 3 дополнительных заезда. В личной гонке каждый спортсмен набирает очки для себя.
Фото 20. 1986. Стартовая ленточка взлетает вверх, и четыре мотоцикла срываются с места. Грохот моторов разносится не только на весь стадион, но и на ближайшие жилые кварталы. Каждый заезд занимает по времени чуть более минуты: гонщики должны проехать всего четыре круга по треку. Последний рекорд трека 62,4 секунды установил Артём Лагута 2 августа 2012 года.
Фото 21. 1986. В этом году команда «Жигули» радует своих болельщиков: не проиграв ни одной домашней встречи, клуб завоевывает серебряные медали.
Итоговое положение командного Чемпионата СССР в высшей лиге – 1986 года.
Финал.
1. СИГНАЛ (г.Ровно) – 38
2. ЖИГУЛИ (г.Тольятти) – 23
3. КУЗБАСС (г.Кемерово) – 20
4. ТУРБИНА (г.Балаково) – 15
Фото 22. 1986. В тот же год создается спортивная секция для детей 14—16 лет по подготовке спортсменов для выступления в классе 125 см³. А также производится реконструкция дорожек стадиона «Строитель» для их соответствия международным стандартам.
7 июля 1987 в Тольятти состоялась гонка: Сборная клубов СССР - Швеция. Это был настоящий праздник для любителей спидвея. Стадион был забит до отказа. Наши победили со счётом 57:50. Ещё много лет у меня на стене висел памятный вымпел, купленный на этой гонке с автографами Конни Иварссона, Кима Карлссона и Вячеслава Шарипова.
В 1989—1991 годах клуб испытывал серьёзные материальные затруднения. После чемпионата 1990 года даже вставал вопрос о полном прекращении существования команды. В 1992 году, в год 25-летия клуба, ситуация ещё ухудшилась: были прекращены поставки новых мотоциклов, с распадом «Куйбышевгидростроя» было прекращено финансирование. Ведущие спортсмены покинули команду, на обращение в горисполком пришёл ответ о «невозможности содержания команды в связи с тяжелым положением городского бюджета».
Фото 24. 2007. В 2006 году началась полная реконструкция стадиона «Строитель», которая осуществлялась и курировалась Правительством Самарской области.
Фото 25. 2015. Стадион после реконструкции.
Фото 26. 2009. Особенно зрелищны ночные гонки на ледяной дорожке.
Фото 27. 2015. В 2010 году стадиону присвоено наименование «Спортивно-технический комплекс имени Анатолия Степанова» в честь погибшего президента клуба Степанова Анатолия Алексеевича.
Фото 28. 2016. Трибуны, как и 30 лет назад, забиты до отказа.
Фото 29. СТК им. А.А. Степанова – лучшее в Европе специализированное спортивное сооружение, на котором допускается проводить соревнования любого класса по имеющимся лицензиям Европейского мотоциклетного союза (UEM) и Международной мотоциклетной федерации (FIM). В 2010 году СТК им. А.А. Степанова был присвоен класс «А» - наивысшая оценка трека по международной классификации, которой удостоились всего 4 стадиона во всём мире.
Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке, Вы можете посмотреть в моём блоге: http://tourist0515.livejournal.com/
или в Тематическом каталоге моих записей: http://tourist0515.livejournal.com/6166.html
В ящике со старыми фотографиями случайно нашёл рулончик чёрно-белых негативов. Качество оставляет желать лучшего, но рад, что сохранилось хоть это. Кадры, снятые "Сменой-8М" на стадионе "Строитель" в 1986 году. В тот год я впервые попал на гонки по спидвею. Также фото 1995, 2000 и других годов. Некоторые фото взяты с разных источников.
Построенный в начале 60-х стадион "Строитель" принадлежал Куйбышевгидрострою, одной из крупнейших строительных организаций в Волжском регионе. Он был торжественно открыт в мае 1963 года. Кроме футбольного поля и беговой дорожки на стадионе находился стрелковый тир, авиамодельный и радиокружок, курсы водителей и мотоциклистов. А в 1967 году при спортивно-техническом клубе ДОСААФ Куйбышевгидростроя создаётся команда "Жигули", первым тренером которой стал Юрий Павлович Петров. И в том же 1967 году команда становится участницей чемпионата СССР по спидвею в классе "Б".
Ныне существующее здание обшитое белым сайдингом, самое старое строение, которое осталось от стадиона "Строитель". В 60-х годах оно являлось административным зданием стадиона. В то время администрация стадиона никакого отношения к СТК "Жигули" и спидвею не имела. Гонщики команды ютились в нескольких боксах под трибунами, а руководство вообще располагалось в городе в выделенных помещениях общежития. Проведение тренировок и соревнований приходилось каждый раз согласовывать с администрацией стадиона, так как существовал извечный конфликт футбольного поля и трека. И только позже, когда СТК "Жигули" стал набирать силу, "Куйбышевгидростроем" на стадионе была произведена реконструкция. В результате чего появилось своё административное здание, раздевалки для спортсменов и боксы для мотоциклов. Вскоре и весь стадион отошёл только к техническим видам спорта.
Фото 1. Гонки на стадионе "Строитель", конец 60-х годов. За лесом видна гора Отважная.
Фото 2. 1986. В те годы старт и комментаторская будка находились со стороны здания управления Куйбышевгидростроя. На противоположную сторону старт был перенесён уже при Алике Гасанове в 1994 году.
Фото 3. 1986. Взрослый билет стоил 1руб. 40 коп; детский - 50 копеек. На спидвей шли целыми компаниями, заводскими бригадами. Прийти старались пораньше, чтобы занять места поближе к старту. На поворотах садились самые отчаянные. На виражах мелкая гарь из-под колёс мотоциклов долетела до верхних рядов.
Фото 4. 1986. Моторный парк.
Фото 5.1986. Предстартовая подготовка мотоциклов.
Фото 6. 1986. Гонщик команды "Нефтяник" из Октябрьска Вячеслав Кочергин.
Фото 7. 1986. Гонщик команды "Нефтяник" Флюр Калиму́ллин.
Фото 8. 1986. Здание администрации стадиона и плакат ДОСААФ СССР.
Фото 9. 1986. С 1977 года в Тольятти стали проходить не только летние гаревые гонки, но и зимние на льду. В 1986 году тренером команды "Жигули" стал Анатолий Бондаренко, звезда первой величины в гонках на ледяной дорожке не только в СССР, но и в мире. Я лично знаком с ним. Это весёлый и общительный человек. За годы спидвейной карьеры на нём, вероятно, не осталось ни одного здорового места. Хотелось бы сделать небольшое отступление и подробнее рассказать о нём.
Фото 10.
В 19 лет он стал заниматься мотоболом, играя на позиции вратаря, затем мотокроссом. В 1968 году принимал участие в первенстве Оренбуржской области по спидвею на льду, где получил травмы и попал в больницу.
В 1974 году Анатолий Бондаренко впервые был зачислен в состав сборной СССР по спидвею на льду. В 1979 году он выиграл все возможные золотые медали: стал одновременно чемпионом мира и СССР как в личном, так в и командном первенстве, а также чемпионом РСФСР. В сборной также выступал его брат Николай, с которым они и победили в командном зачёте и который стал серебряным призёром в личном. В финале личного чемпионата мира Анатолий, сражаясь против лучших гонщиков планеты, набрал 30 очков из 30 возможных.
В 1980 году Анатолий Бондаренко ещё раз победил в обоих видах чемпионата мира. В дальнейшем ещё трижды становился чемпионом СССР.
Всего за спортивную карьеру выиграл 36 медалей различного достоинства.
Параллельно с выступлениями на льду принимал участие и в традиционном спидвее, где являлся одним из лидеров команды «Жигули».
Сейчас Анатолий Николаевич Бондаренко проживает в Германии.
Фото 11. 1986.
Фото 12. 1986. Гонщик "Нефтяника" Флюр Калиму́ллин готов к старту.Чтобы зрителям с трибун было удобнее различать гонщиков, каждому надевается цветной нашлемник. На "Строителе" хозяева всегда в красном и синем нашлемниках, а команде гостей достаются жёлтый и белый.
Фото 13. 1986. Флюр Калиму́ллин - советский и российский спидвейный гонщик, чемпион России и вице-чемпион СССР в командном зачёте, вице-чемпион России и чемпион Украины в личном зачёте.
Фото 14. 1986.
Фото 15. 1986. Редкое фото Рината Марданшина в форме команды "Жигули". Этот знаменитый гонщик Октябрьского "Нефтяника" (в последствии команда "Лукойл"), в 1986-1987 годах проходил воинскую службу в Приволжском округе и был зачислен в состав клуба «Жигули». 19 января 2005 года после успешной операции по снятию с ключицы пластины, закреплявшей полученную травму, скоропостижно скончался от обширного инфаркта. В память о гонщике в Октябрьском ежегодно проводится Мемориал Рината Марданшина.
Фото 16. 1986. Выезд с моторного парка на трек. Гонщики команды "Сигнал" из города Ровно.
Фото 17. 1986.
Фото 18. 1986. Зрителей от трека отделял лишь деревянный забор. Милиционеры гоняли мальчишек, любящих залезать на него.
Фото 19. 1986. В 80-е годы трековые мотогонки проходили в два дня. В первый день - командная гонка, на второй день - личная.
Правила спидвея или гонки на гаревой дорожке просты: две команды; 15 заездов; пара гонщиков от каждой команды стартует в каждом заезде, 4 круга в каждом. На финише гонщики приносят в копилку своей команды: 3 очка за победу, 2 очка за второе место и 1 - за третье. Последний не получает ничего. Часто добавляются 2, а то и 3 дополнительных заезда. В личной гонке каждый спортсмен набирает очки для себя.
Фото 20. 1986. Стартовая ленточка взлетает вверх, и четыре мотоцикла срываются с места. Грохот моторов разносится не только на весь стадион, но и на ближайшие жилые кварталы. Каждый заезд занимает по времени чуть более минуты: гонщики должны проехать всего четыре круга по треку. Последний рекорд трека 62,4 секунды установил Артём Лагута 2 августа 2012 года.
Фото 21. 1986. В этом году команда «Жигули» радует своих болельщиков: не проиграв ни одной домашней встречи, клуб завоевывает серебряные медали.
Итоговое положение командного Чемпионата СССР в высшей лиге – 1986 года.
Финал.
1. СИГНАЛ (г.Ровно) – 38
2. ЖИГУЛИ (г.Тольятти) – 23
3. КУЗБАСС (г.Кемерово) – 20
4. ТУРБИНА (г.Балаково) – 15
Фото 22. 1986. В тот же год создается спортивная секция для детей 14—16 лет по подготовке спортсменов для выступления в классе 125 см³. А также производится реконструкция дорожек стадиона «Строитель» для их соответствия международным стандартам.
7 июля 1987 в Тольятти состоялась гонка: Сборная клубов СССР - Швеция. Это был настоящий праздник для любителей спидвея. Стадион был забит до отказа. Наши победили со счётом 57:50. Ещё много лет у меня на стене висел памятный вымпел, купленный на этой гонке с автографами Конни Иварссона, Кима Карлссона и Вячеслава Шарипова.
Сборная клубов СССР - 57: Швеция (U-23) - 50:
1. Александр Миклашевский - (с,2,2,1,3,1) = 9 9. Ким Нюстрём - (2,-,3,3,3,2) = 13
2. Валерий Гордеев - (1,1,-,2,2,2) = 8 10. Конни Иварссон - (3,-,1,п,0,0) = 4
3. Игорь Марко - (-,2,2,2,2,1) = 9 11. Петер Карлссон - (3,с,-,1,0,-) = 4
4. Вячеслав Шарипов - (1,-,0,-,-,-) = 1 12. Маркус Риттервалл - (2,п,-,-,-,-) = 2
5. Анатолий Шумилов - (1,-,-,0,-,-) = 1 13. Ким Карлссон - (3,с,-,-,1,0) = 4
6. Владимир Колодий - (-,2,0,-,2,1) = 5 14. Деннис Лёфквист - (2,3,1,1,0,2) = 9
7. Ринат Марданшин - (п,3,3,0,3,3) = 12 15. Микаэль Теурнберг - (-,1,0,2,1,0) = 4
8. Виктор Кузнецов - (0,3,2,3,1,3) - 12 16. Кристер Гардел - (-,0,1,3,3,3) = 10
Слева на фото тренер команды Анатолий Бондаренко.
Фото 23. 1987.
Фото 23. 1987.
В 1989—1991 годах клуб испытывал серьёзные материальные затруднения. После чемпионата 1990 года даже вставал вопрос о полном прекращении существования команды. В 1992 году, в год 25-летия клуба, ситуация ещё ухудшилась: были прекращены поставки новых мотоциклов, с распадом «Куйбышевгидростроя» было прекращено финансирование. Ведущие спортсмены покинули команду, на обращение в горисполком пришёл ответ о «невозможности содержания команды в связи с тяжелым положением городского бюджета».
Фото 24. 2007. В 2006 году началась полная реконструкция стадиона «Строитель», которая осуществлялась и курировалась Правительством Самарской области.
Фото 25. 2015. Стадион после реконструкции.
Фото 26. 2009. Особенно зрелищны ночные гонки на ледяной дорожке.
Фото 27. 2015. В 2010 году стадиону присвоено наименование «Спортивно-технический комплекс имени Анатолия Степанова» в честь погибшего президента клуба Степанова Анатолия Алексеевича.
Фото 28. 2016. Трибуны, как и 30 лет назад, забиты до отказа.
Фото 29. СТК им. А.А. Степанова – лучшее в Европе специализированное спортивное сооружение, на котором допускается проводить соревнования любого класса по имеющимся лицензиям Европейского мотоциклетного союза (UEM) и Международной мотоциклетной федерации (FIM). В 2010 году СТК им. А.А. Степанова был присвоен класс «А» - наивысшая оценка трека по международной классификации, которой удостоились всего 4 стадиона во всём мире.
Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке, Вы можете посмотреть в моём блоге: http://tourist0515.livejournal.com/
или в Тематическом каталоге моих записей: http://tourist0515.livejournal.com/6166.html
Все команды по спидвею в СССР.
1. Алмалык. "Металлург", "Узбекистан"
2. Балаково. "Химик", "Корд", "Турбина", "Иргиз"
3. Баку. "Хазри"
4. Барнаул. "Алтай"
5. Владивосток. "Восток", "Тайфун", "Вымпел", "Приморье"
6. Вознесенск. "Восход"
7. Видное. "Подмосковье", "Текстильщик"
8. Вятские Поляны "Вятка"
9. Даугавпилс. "Искра", "Локомотив", "Спидвей-Локомотив", "Спидвей-Центр", "Дзинтарс", "Янтарь"
10 .Донецк. "Автомобилист", "Донбасс", "СКиФ"
11. Ереван. "Наири", "Масис"
12. Зеленокумск. "Колос"
13. Краснодар. "Кубань"
14. Кадиевка. "Спартак", "Автомобилист"
15. Кемерово. "Кузбасс"
16. Краснокамск. "Нефтяник", "Искра", "Кама"
17. Львов "СКА", "СКА-2", "СКА-3", "Карпаты", "Карпаты-2", "Авангард", "Сельмаш", "СКА-Конвейер"
18. Ленинград. "Балтика", "Нева", "Баррикада"
19. Луховицы. "Стрела"
20. Майкоп. "Майкоп", "Мотор"
21. Москва. "Старт", "Спартак", "Центр", "Сирена", "Москва"
22. Мелеуз. "Труд", "Урожай"
23. Магнитогорск. "Металлург"
24. Минск. "Беларусь", "Рабочий резерв", "Зубр"
25. Новосибирск. "Сибирь", "Кировец"
26. Орёл. "Орёл"
27. Октябрьский. "Буровик", "Нефтяник", "Строитель", "Лукойл"
28. Омск. "Сибирь", "Омич"
29. Полтава. "Полтава", "Лтава", "Автоагрегатчик"
30. Пинск. "Колос"
31. Ровно. "Чайка", "Вымпел", "Радуга", "Сигнал", "Фантастика", "КаМаз", "Салют", "Украина", "СК Трофимов", "Ураган".
32. Рига. "Ригатранс", "Целиниекс"
33. Рудный. "Магнетит"
34. Серпухов. "Подмосковье"
35. Салават. "Салават"
36. Саратов. "Салют", "Волга"
37. Стерлитамак. "Урал", "Строитель", "Стерля"
38. Севастополь. "Сфера", "Таврия", "Волна"
39. Таллин. "Калев"
40. Тольятти. "Жигули", "Мега-Лада", "Мега-Лада-2"
41. Тбилиси. "Арциви", "Грузия", "Тбилиси", "Сакартвелло"
42. Тюмень. "Монтажник"
43. Уфа. "Уфа", "Ракета", "Нефтяник", "Спартак", "Девон", "Комета", "Метеор", "Башкирия", "Агидель", "Лукойл-Башкортастан"
44. Уссурийск. "Старт"
45. Фергана. "Луч"
46. Червоноград. "Шахтёр", "Карпаты", "Строитель"
47. Черкесск. "Цементник", "Монолит", "Электрон", "Юность"
48. Шахты. "Гидропривод", "Патриот", "Горняк"
49. Элиста. "Тайфун"